с 1991 года 58 180 раз родители доверили нам самое дорогое!
Новости робинзонады

Наши уроки педагогики. Урок № 6

Мы продолжаем публиковать выдержки из книги Алексея Леонидовича Щербакова, посвященные педагогическому мастерству. На сей раз речь пойдет о том, как сдвинуть мотив на цель и как это влияет на процесс воспитания.

Необычайная чистота в Австрии настраивала на соответствующее отношение к ней со стороны туристов. По утрам, снимаясь со стоянки, я давал команду: "Принимаю палаточные места!". Что означало: не оставлять после себя никаких фантиков, жвачек или какого-либо другого мусора. По прошествии более десяти лет я понимаю, что простая уборка мусора приводила к важным изменениям в структуре личности детей! У тех ребят, которые много ходили со мной в походы, соблюдение чистоты стало привычкой! И сейчас я слышу уже их команды: "Принимаем палаточные места!".

Этот пример раскрывает один из важных законов педагогики и психологии: закон сдвига мотива на цель (в научной литературе употребляется термин "механизм сдвига мотива на цель"). Любое действие человека совершается для достижения определенной цели.

Действие: я иду в магазин. Цель: купить хлеб. Но что побуждает меня покупать хлеб? Я хочу есть. То, что побуждает нас совершать те или иные действия, называют мотивом. У одних и тех же действий могут быть разные мотивы. Я иду в магазин за хлебом, потому что хочу есть. Или потому что попросили соседи, а есть я не хочу. Действие одно, а вот мотивы разные.

Уборка за собой в походе преследует благую цель оставить после себя чистоту. Действие простое — убрать мусор. А какой у детей был мотив? Чтобы после них было чисто? Да им это было фиолетово! Важнее — чтобы я их не ругал за мусор. Не сразу, с годами, я подчеркиваю — с годами! — для ребят стало важнее не то, что я их отругаю, а действительно то, что после них должна остаться чистота. Так то, что побуждает к действию, становится целью, т.е. мотив совпал с целью! Произошел сдвиг мотива на цель! Позитивные цели, к которым поначалу они не стремились, постепенно (педагогика вообще вещь длящаяся) становятся мотивами! К сожалению, 80% педагогов об этом законе не знают! А ведь именно в соответствии с этим законом надо строить процесс воспитания.

Предыдущий урок (№ 5)

Другие новости

Перезвоните мне
?>