Наши уроки педагогики. Урок № 20

"Бойцовые рыбки настроения" — так называется очередной урок педагогики от Алексея Леонидовича Щербакова. Однажды он прочитал о поединках бойцовых рыбок. Интересно, что при равенстве сил побеждала и заставляла отступать соперницу та рыбка, которая находилась ближе к своему укрытию, ближе к дому. Близость к дому придавала дополнительные силы. О том, как ведут себя в путешествиях и лагерях дети в отрыве от дома, — в отрывке из его книги.

"В лагерях и путешествиях дети отрываются от дома. Дом и родители — это защищенность ребенка. Потребность в защите стоит на втором месте после потребности в сне и пище. Показателем защищенности ребенка вне дома является настроение. После управляемости настроение детей является предметом моего особого внимания. Достаточно порой взгляда, чтобы понять, у кого все в порядке, а кому необходима помощь, причем помощь безотлагательная. Что делать в таких ситуациях?

Прежде всего, понять, что плохое настроение нельзя оставлять без внимания. Мне как руководителю надо разобраться, возможно, человек устал или заболел, тогда нужно дать отдохнуть, лечить и заботиться. Чаще всего, другая причина плохого настроения — это проблемы с самооценкой. Все мы хотим быть любимыми, ценимыми, уважаемыми. А если этого не чувствуем, тогда все плохо.

Такой случай у нас произошел на Алтае. Мальчик по физическим возможностям походу соответствовал, но психологически был не готов ни к разлуке с родителями, ни к походным лишениям. И вот день на пятый...
— Все, Алексей Леонидович, я больше не могу, вызывайте вертолет и отправляйте меня обратно!
Да и ребята начинают его "поклевывать": "Ну что же ты?". В детской группе это очень четко чувствуется. И происходит то же самое с самооценкой: она стремительно идет вниз. Я понимаю его, но как же я отправлю его с Алтая?! Конечно, теоретически можно было через лесников вызвать вертолет, но это же поражение и для мальчика, и для всех нас. Ломаю голову: на чем-то надо срочно ему самооценку поднять, но совершенно не на чем. И готовит он, когда дежурит, плохо — опыта мало. По той же причине и вещи в рюкзак собирает не так как другие, и на маршруте идет не очень хорошо. А ведь мне надо хоть на что-то опереться. Подсказка пришла неожиданно.

Идем по маршруту, все проголодались, а место "заброски" продуктов еще далеко. Идем и сами себя дразним, говоря о еде. — Я бы курочку сейчас съел...
— А я бы картошечки с лучком...
И мальчик вдруг включается в дискуссию о еде, начинает рассказывать о ресторанах, где бывал с родителями. И это, заметьте, серия лучших московских ресторанов. И меня как искра пробивает!
— Слушай, — обращаюсь к нему, — я всю жизнь живу в Москве, а о таких ресторанах только слышал, и то не обо всех. Расскажи мне о них.
У нас завязывается разговор.
— Ты мне посоветуй, в какие из них можно сходить, — в какой-то момент говорю ему напрямую.

И волшебное "посоветуй" превращает мальчика в эксперта! Он меняется на глазах. С упоением рассказывает о том, какие блюда в каком ресторане подают. А мы ведь идем по трудному маршруту, но усталость мальчика пропала, он вдохновлен, он "загорелся"! Переключились в разговоре на другие города и страны, в которых он бывал с родителями. Наконец, он составляет список ресторанов, какие я должен, по его мнению, посетить и какие блюда попробовать. Два листочка, вырванные из походного блокнота, с записями мальчика я храню до сих пор. А мальчик, уже повзрослевший, продолжает ходить с нами в походы.

Вывод из этого случая естественен: как только внутренняя самооценка человека приходит в норму или поднимается выше, то происходит психологический переворот на успех и человек готов на подвиги. Иногда спрашивают: "О чем можно говорить с ребенком, когда у него плохое настроение?". Да о чем угодно, важно только, чтобы в какую-то минуту разговора ты мог обратиться к нему со словами: "А посоветуй мне... ". Не в лоб, конечно. Лично я начинаю разговаривать о том, что ребенок хорошо знает, например, о его родных местах. Уж в этом он точно разбирается. И это не "подстройка" под ребенка, не дешевый трюк с моей стороны, мне действительно интересно. Будьте искренни, это, безусловно, поможет.

Предыдущий урок (№ 19)

11 июля 2017

Все новости

Подберите тур
  • Лето
  • Осень
  • Зима
  • Весна

Возраст ребенка

11 лет

Тип программы

Период

Дата заезда - Дата отъезда

Регион

Давайте дружить!