с 1991 года 58 180 раз родители доверили нам самое дорогое!

Я планировал, что это будет путешествие из Москвы до Турции. Поезд, автостоп, паром… Я верил, все получится. Я не учел одного: политика вмешивается в нашу жизнь, когда мы этого совсем не ждем. Мы по разную сторону границы. Но теперь я знаю точно: везде живут люди, открытые и радушные, готовые помочь. Именно они сделали мое путешествие незабываемым.

Автостопом «по европам»

30.11.11
Мое путешествие начинается! План таков: из Москвы я еду до Адлера на поезде, далее — автостопом: Абхазия-Грузия-Турция. В Турции — по обстоятельствам. Итак, как это было…

17:30. Мой поезд Москва-Адлер отправляется с Павелецкого вокзала. Впереди две ночи под стук колес и горячий чай. Мои попутчики — ребята, которые едут в Сочи "строить" Олимпиаду. 24 человека из подмосковного города Рошаль, решившие подзаработать немного денег под Новый год.

02.12.11
7:24. Поезд прибывает в Адлер. Темно, моросит дождик. На автобусе доезжаю до границы с Абхазией, при этом стою в пробке минут двадцать. Светает, слева открывается чудесный вид на белоснежные горы, вперед ведет дорога. Меня охватывает чувство тишины и покоя. Исчезают снующие взад и вперед люди, лишь длинная вереница из тех, кто везет мандарины и хурму в Россию, стоит у прохода на границе.

Я иду по дороге, чтобы найти удобное место для автостопа. Метров через 300, напротив магазина — в самый раз. Не проходит и десяти минут, как передо мной останавливается "Фольксваген", в котором сидит пара — обычная абхазская семья, занимающаяся продажей фруктов и туризмом. Они едут от границы, где продавали мандарины. Соглашаются подвезти меня до Пицунды. Дорога пролегает рядом с морем, синим и бескрайним.

Мне советуют посетить Ново-Афонский монастырь и озеро Рица. Еще Гагра — одно из красивейших мест страны. Я выхожу на повороте, быстро перекусываю и принимаюсь "стопить" дальше. Мне снова везет: в "Газели" едут двое, их путь лежит в Сухуми, столицу Абхазии. Подбираем еще двоих голосующих. Водитель едет быстро, не соблюдая правила дорожного движения. По дороге, на постах ГАИ, ребятам в форме он весело "бибикает", те машут ему приветливо палочкой.

13:00. Я уже в Сухуми. Водитель, отказавшись от платы за проезд, высаживает нас на вокзале. Полуразрушенное здание, лишь отчасти отреставрированное после войны. Ходят в основном "товарняки". Пассажирский — раз в четыре дня — едет до Москвы. Я решаю немого прогуляться и пешком отправляюсь через весь город. Следы от пуль на стенах, разрушенные дома — всё здесь напоминает о войне.

13:30. Выхожу ближе к центру — вокзал в Сухуми стоит на окраине, — где уже можно увидеть новые магазины, рестораны, дома. По дороге покупаю мандаринов, чтоб немного подкрепиться. До границы с Грузией остается около сотни километров. Темнеет в Абхазии рано, где-то в 17.00. Въезжать в Грузию ночью не хочется, и я снимаю на одну ночь комнату.

Жилье предлагает женщина, у которой я покупаю мандарины. У нее сейчас нет постояльцев, и она рада приютить меня на ночлег. Меня встречает ее муж. Я вхожу в довольно скромно обставленную комнату, где, помимо кровати, кресла и тумбочки, лишь ковер. Привожу себя в порядок и, немного отдохнув, иду гулять по Сухуми. Останавливаюсь в ближайшем кафе, чтобы пообедать. Заказываю только национальные блюда: копченое мясо, местные соленья, мамалыгу, тертую фасоль, сулугуни. Все очень вкусно! Возвращаюсь к моим квартирным хозяевам, пожилой русской паре. Они приехали в Абхазию лет десять назад на отдых. Планировали провести здесь недели две, а в итоге купили домик и остались жить. Торгуют фруктами, сдают жилье — вот так и встречают старость, совершенно неожиданно для себя переехав в другую страну. В Москве у них внуки, к которым они иногда ездят, и дети, которые к ним иногда приезжают. Время близится к вечеру, иду спать. Утром нужно встать пораньше, ведь впереди меня ждет Грузия.

03.12.11
Как только рассветает, я быстро собираюсь и выдвигаюсь в путь. Первые, кого торможу, — русские с Владикавказа. Приехали, чтобы продать морковку и купить мандаринов. Еду с ними около получаса, выхожу рядом с постом ГАИ. Кстати, посты здесь примерно через каждые 30 километров. Обстановка немного меняется, все выглядит как-то тускло и печально. Вроде и красота гор, возвышающихся в отдалении, остается прежней, но атмосфера пронизана какой-то отчужденностью, неверием. Наверное, отголоски войны….

Трасса пуста. Раз в 3 минуты проезжает машина. Пять-шесть "холостых", и вот — удача. В автомобиле мать и сын, они едут домой — в город, окруженный горами, это около 30 километров от основной дороги. Зовут меня к себе, но я решаю, что не стоит отклоняться от намеченного маршрута.

Развилка ведет в три разных города. Немного прохожу вперед по основной полосе, здесь больше шансов остановить машину. Подъезжает "Мерседес". Дядька, чистокровный абхазец, довольно быстро довозит меня до Галла, города, от которого еще 5 километров до абхазско-грузинской границы. Занимается дядька торговлей бензином. Бензоколонки в Абхазии забавны. Ближе к русской границе есть пару стандартных, а вот в глубине вы просто увидите бензовоз, из которого идет шланг. Продавец бензина за плату, как Бог на душу положит, заправит вам машину.

Выхожу на окружной дороге города. Предстоит пройти километр, чтобы выйти напрямую до границы. Разбитая дорога (вся центральная дорога от русско-абхазской границы до города Галл была практически идеальной, далее, увы, ее нет), покинутые дома, в некоторых жилых работают люди. Не дойдя до поворота метров 100, "стоплю" машину. На вопрос, куда еду, отвечаю: до границы с Грузией. Зачем? Через Грузию хочу попасть в Турцию. Водитель — военный, с двумя большими звездочками на погонах. Спрашивает, есть ли у меня разрешение на въезд в Грузию. У меня загранпаспорт. Оказалось я должен иметь специальное разрешение, потому что я русский и пересекаю абхазско-грузинскую границу. Иначе мне не пройти. Я не предполагал такого развития событий… Мужчина предупреждает, что лучше даже не подходить к границе, а то будут проблемы. Он уезжает, я остаюсь.

Единственный путь до Турции — через Грузию. Погрустив, я решаю вернуться в Сухуми и попробовать пересечь море на корабле. В Сухуми, как мне говорили, есть порт. На двух машинах доезжаю до Сухуми. Возвращаюсь туда, где ночевал, и иду в порт разведать обстановку.

15.00. В порту меня ждет еще одно разочарование: пассажирских перевозок не предусмотрено. Добраться до Турции я могу лишь из Сочи на пароме, но он стоит около 10 000 рублей, на эту сумму я не рассчитывал. Мне остается только одно: провести еще несколько дней в Абхазии.

04.12.11
Утро. Солнце. Оно приходит на смену двухнедельному дождю. Надо искупаться в море. Море, пусть и в декабре, это здорово! Красивая набережная, недорогие кафе, рынок, цены в магазинах такие же, как в Москве. "Эй, уважаемый, стойте! — кричит кто-то позади меня. — Узнал?". Это Беслан, водитель "Мерседеса", которой подвозил меня от развилки до города Галл.

05.12.11
Еду в Адлер, беру билет до Москвы. Справа тянется бесконечная полоса моря, слева высятся белоснежные пики. Вечером я в Сухуми. Звоню Беслану — зовет в гости. Через час я уже у него. Старое здание, но внутри ремонт, красивая обстановка. Под домашнюю мамалыгу, сулугуни, жареную барабульку ведем беседы обо всем: о России и Абхазии, о политике и жизни. Беслан предлагает съездить в Симоно-Кананитский монастырь.

06.12.11
Симоно-Кананитский, или Ново-Афонский монастырь — мужской монастырь абхазской православной церкви. После экскурсии бродим по горным тропам, заходим в ущелья, где жили монахи. Едем обратно в Сухуми. Беслан хочет показать обезьяний питомник и панораму всего города. Питомник в плачевном состоянии. Около 15 больших грязных клеток, в которых живут по нескольку обезьян: одинокий гамадрил и его собратья других видов... Говорят, во время войны животные сбежали и теперь живут в окрестных лесах. Все возможно. Едем на возвышенность, откуда открывается вид на город. После ужина в одном из кафе отправляемся по домам. Завтра мой последний день в Сухуми. Беслан предлагает поехать к хрустально-прозрачному горному озеру Рица.

07.12.11
И снова ясное утро. Едем к озеру. Воздух, и без того чистый, становится еще прозрачнее и насыщеннее. Вокруг природа неописуемой красоты. Здесь уже нет той гнетущей обстановки, что в Сухуми. Такое ощущение, что сюда войну просто не пустили.

08.12.11
Спасибо хозяевам за кров. Вот и рюкзак на плечах, пора в путь. Жаль, что домой, а не дальше. Автобус до вокзала, автобус до границы, автобус до вокзала в Адлере. Автостоп отменен. Последний раз окидываю взглядом торчащие вдалеке снежные колья. Улыбаюсь длинной веренице абхазцев, пытающихся провезти мандарины и хурму в Россию. В Адлере строят новый вокзал, говорят, будет один из красивейших вокзалов страны. А пока — стройка, стройка, стройка...