с 1991 года 58 180 раз родители доверили нам самое дорогое!
Эльбрус. Майское восхождение

…Так оставьте ненужные споры,
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал…

Владимир Высоцкий

Предыстория

Все началось февральским холодным вечером за чашкой чая. Мы с Машей Овчинниковой скучали по горам и никак не могли определиться, куда же в этом году поедем. В итоге набрали адрес сайта горного турклуба МГУ и просмотрели весь список походов на 2012-й сезон. Нам сразу понравилась идея майского Эльбруса, но… Всегда есть «но», которое мешает тебе сделать то, что ты хочешь. Майский Эльбрус, а точнее, руководитель данного похода Соколовский Филипп Германович, поставил условие: опыт участников — 3 к.с. Мы — девчонки отважные, а потому подумали: стоит узнать, что именно нужно — какие знания, умения и навыки требуются. Я быстро написала письмо с просьбой рассмотреть наши кандидатуры, и ответ не заставил себя ждать — пришло приглашение на тренировку в МГУ. Далее последовали тренировки, соревнования и лыжные забеги по 30-40 км. Нас взяли. Ноги стонали, ногти отмирали, мы тренировались. Все выходные и праздники я провела этой весной в лесах Подмосковья. Мама переживала, но виду не показывала. Мы познакомились с ребятами и готовились к походу по полной. Дольше всего тянулся последний месяц перед походом, когда отсчитываешь каждую секунду. Ожидание съедает изнутри. Спасали только сборы. Мама отчаялась и умоляла завязать с «дурным занятием» — так она называла горы — и «стать наконец-то девочкой», потом добавила, что не для этого она меня рожала, я, конечно, задумалась, но от гор отказываться не собиралась, у нас любовь. Собирала я среди лета зимнее снаряжение по довольно внушительному списку, здесь нельзя не сказать огромное спасибо Соболеву Коле за почти все снаряжение, хотя в этот поход я собиралась как в русской пословице — «с миру по нитке»: палатку одолжила у Шуры, спальник — у Юльки, кошки — у Сережки, остальное — Колькино, из его старых запасов. Немного пришлось докупить, главное приобретение — пластиковые ботиночки Scarpa, которые оказались вдвое тяжелее моих Asolo.

День 1. Ночевка на нарзанах

И вот день 27 апреля настал… С огромным рюкзаком и торчащими из него треккинговыми палками и ледорубом, коробкой и парой пакетов еды мы сели в поезд «Москва — Нальчик». Всего 32 часа в пути, и мы уже в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках Кавказа. Поезд прибыл в 6:20 утра 29 апреля на вокзал в Нальчик, где нас встречал Гошка Цораев (пару лет назад любовь к горам объединила нас, он ходил с нами на Домбай и в Джунгарский Алатау) с папой Тимуром, они подбросили нас до поселка Эльбрус, за что им отдельное спасибо!

Мы бросили рюкзаки в гостинице и отправились на разведку. По пути отведали хычинов с кефиром и зарядились обжигающим солнышком. Прогулялись по долине реки Ирик и Адыл-Су. Наша группа прилетала после обеда, и к 6 вечера мы собрались вместе и сразу же отправились в путь. Первая ночевка была на нарзанах, рядом с песчаными замками. Вечером открылся потрясающий вид на Ушбу и Шхельду, я ощутила, как соскучилась по горам, по свежести их воздуха, красоте природы и безмолвному спокойствию...

Эльбрус. Майское восхождение - 1 Эльбрус. Майское восхождение - 3
Эльбрус. Майское восхождение - 2

День 2. Ощущение высоты

Подъем был поздний, в 8 утра. На завтрак Маша с Вовкой приготовили кашу с сухофруктами, горячий чай с привкусом нарзана и сладенькое. Вышли мы в 9, шли по левому борту ущелья реки Ирик до места слияния рек Ирик и Ирик-Чат, где остановились на обед. Солнце обжигало, все разлеглись позагорать и отдохнуть в тени огромных сосен.

После вкуснейшего борща от Машки Овчинниковой нас ждал тихий час. Все спали, а мы решили подучить французский вместе с Мануэлем (в нашу группу попал житель Парижа, который в данный момент учил русский язык в МГУ). Мы смешно повторяли за ним фразочки на французском и даже выучили песню!

После был выход наверх. Подъем проходил по левобортной тропе ущелья реки Ирик-Чат на первую висячую долину реки Ирик-чат и далее до скально-травяного барьера, подпирающего вторую висячую долину. Задача была дойти до снега, там мы и встали на ночевку у огромного камня. В этот вечер начиналось наше с Сашей дежурство. Допоздна слышались шутки из каждой палатки. Был очень красивый закат. Ночью я часто просыпалась, боялась проспать подъем, который был намечен на 5 утра. Болела голова, пришли первые кошмары… Высота стала ощущаться.

Эльбрус. Майское восхождение - 4 Эльбрус. Майское восхождение - 6
Эльбрус. Майское восхождение - 5

День 3. Снег, ветер и мурашки

В 5 утра я выбралась из спальника и ощутила мороз и колкость воздуха, ботинки стояли в инее, я отряхнула их и надела, туго завязав шнурки. Было темно и холодно. Это утро началось с геркулеса, мягко сказать, не самой моей любимой каши. Уже в 7 часов мы были готовы к выходу. Шли по ледяной корке, снег хрустел под ногами, яркое солнышко светило справа, ледяной ветер дул в лицо. К 9 утра наши лица знатно раскраснелись, и настала пора мазаться кремом от солнца. Здравствуйте, первые ожоги! :)

На сегодня наша задача была предельно проста: подъем и прохождение второй висячей долины до следующей скальной ступени, замыкающей верхнюю, третью долину ущелья реки Ирик-Чат, там нам предстояло встать на ночевку прямо под перевалом Ирик-Чат (1Б, 3651 м). Всего три перехода, и уже в 11 утра мы были на месте. В 12 нас ждал обед, а потом, после тихого часа, радиальный выход на пик Рая. Вечером был праздничный ужин в честь Первомая! Но праздничным он стал не для всех — Антонио свалила «горняшка», и от вида еды ему сразу же становилось плохо. Мы по-братски разделили его порцию и колбасу. В 7 вечера начался снег, подул северный ветер, спать совсем не хотелось, и мы сидели в кругу, взахлеб рассказывая друг другу о своих путешествиях. Снег с ветром усилились, и мы разбрелись по палаткам. Странное ощущение холода и озноба пришло ко мне. Мурашки по всему телу не давали заснуть, я надела все, что было, и легла спать, но сон долго не шел. Сашка периодически спрашивал, почему я все еще не сплю, а я рассказывала ему про мурашки, про то, что палатку скоро разорвет, а мы еще даже не дошли до Эльбруса… К 3 часам дрожь все-таки отступила, и я провалилась в сон. Палатку мотало из стороны в сторону, ветер усиливался.

Эльбрус. Майское восхождение - 7 Эльбрус. Майское восхождение - 8
Эльбрус. Майское восхождение - 9

День 4. «Замок», день рожденья и звездное небо

Проснулись в 5:30 утра, все белым-бело, белым снегом замело. Яркое солнце и свежий морозный воздух. Быстрые сборы, надо успеть пройти перевал, чтобы солнышко не подтопило снежные поля. За 2 перехода взяли перевал Ирик-Чат (1Б, 3651 м). Подход проходил по верхней долине к взлету перевала Ирик-Чат, а далее — подъем на седловину по его южному склону. Потом траверс примыкающего с запада к седловине вершинки под названием "Рыжий" (3741м) со спуском на Восточное плато оледенения Эльбруса. Там недолгий отдых. Связки. Я попала в связку с Филиппом Германовичем и Олей. Потом было пересечение плато, подход и выход на нижние скальные образования Ачкерьякольского Лавового Потока под общепринятым названием "Замок" (3795м), далее еще буквально переходик, и мы встали на ночевку — высота 3850 м.

Снова обед, но уже без супа — просто чай с сахаром, колбаса, хлеб и сладкое (честно сказать, мы очень удивились и скучали по нему). На Эльбрусе супчика у нас не было по раскладке (то ли экономия газа, то ли веса, мы с Маней так и не поняли), только потом, когда спустились с перевала Ирик-Чат, нас ждал наваристый гороховый, но об этом позже. После тихого часа — прогулочка с набором высоты около 300 метров, спуск был в тумане — жутковато, идешь как в молоке, ничего дальше 10 метров не видно. Сегодня опять праздничный обед, у Антонио день рожденья, все мастерят подарочки, роются в запасах еды — выбирают, что повкуснее. Мы надуваем шары в палатке, один за одним они лопаются, но три удалось сохранить и подарить! Из конфет склеиваем подарок. Леночка смастерила торт «Эльбрус» с двумя шоколадными вершинками! Стол готов!

Облака рассеялись. Небо раскрасилось всеми цветами радуги. Лопаем шары, каждый что-то желает, у всех улыбки на лицах. Потрясающий вечер. Ночь настала, а сон и не думает приходить ко мне, создается впечатление, что нечем дышать, не могу сделать полный глубокий вдох, из-за этого никак не получается уснуть, сильно мерзнут ноги в спальнике (уже надела на них шерстяные носки и верховки), колет щечки… Проваливаюсь в сон — снится, что из нашей палатки вытаскивают рюкзаки, просыпаюсь, открываю палатку, никого нет, только яркие звезды усыпали все небо!

Эльбрус. Майское восхождение - 10
Эльбрус. Майское восхождение - 11
Эльбрус. Майское восхождение - 12
Эльбрус. Майское восхождение - 13

День 5. Угощение от друзей, «папуасы», 4800 м

Проснулись в 6 утра. Сильный ветер, палатка обмерзла снаружи и внутри, лежишь в теплом спальничке, а на тебя сверху снежок падает — чудеса, да и только. В 7 часов заставляем себя встать, холодно, вылезать из спальника совсем не хочется. Филипп Германович начинает дудеть в дудочку — знак, что пора вставать и собираться. Аппетита нет, на чай я не успела — обидно (хорошо, Машка отлила мне полкружки и дала 3 кусочка сахара). Я готова к выходу. Самочувствие так себе, сильный кашель мучает все утро, немножко приболела — крутит живот, какая-то слабость поселилась во мне, ноги, как ватные. Выходим в ту сторону, куда вчера в радиалку ходили. Задача на сегодня набрать 500 м и встать на ночевку на высоте 4350 м. Идти с каждым шагом все тяжелее и тяжелее, у всех появилась одышка. Солнце беспощадно жжет наши лица, Андрюха уже похож на папуаса — лицо черное, губы раздуло, красавчик :) Скоро и я стану такой же…

Приходим на обед, сил почти нет, хотя сделали 3-4 перехода, обед — бутерброды с паштетом и чай со сладеньким. На обед к нам приходят в гости друзья Филиппа Германовича, они путешествуют втроем, маршрут посложнее нашего — идут, как и мы, с востока, но на обе вершины, а потом спускаются с другой стороны. После они с рюкзаками уходят на ночевку выше, а мы остаемся здесь, нас ждет тихий час и подъем на 4800 м — надо приглядеть площадку под лагерь на завтра.

Поднялись, встретили ребят, которые обедали с нами, они угостили нас вкуснейшим компотом из черники, мне досталась целая кружка! Погода незаметно начала портиться, спускались в тумане. К ужину у нас появились соседи, ребята из Волгограда, они угостили нас с Машей сыром, колбасой и сухофруктами — так что сегодня опять праздничный ужин :) Первая ночь, которую я спала спокойно, даже сны не снились…

Эльбрус. Майское восхождение - 14
Эльбрус. Майское восхождение - 15 Эльбрус. Майское восхождение - 16
Эльбрус. Майское восхождение - 17

День 6. Пурга

Как всегда, ранний подъем, быстрые сборы и выход. Яркое солнце и морозный воздух продолжают сопровождать нас, мы поднимаемся выше. Здесь остается одна палатка и 2 человека — Антонио и Лена плохо себя чувствуют и принимают решение не подниматься выше. Мы прощаемся с ними ненадолго, оставляем им лишние вещи и еду и уходим. Ночью выход на штурм Эльбруса. Буквально через 3 перехода встаем на ночевку, места не так много… Ставим 3 палатки и начинаем укрепление лагеря и возведение каменных стен. Яркое солнце сильно греет, все раздеваются немного позагорать. Обед, тихий час и снова выход, на 5000 м — потихонечку начинаем подъем, в кошках и с ледорубами движемся вверх, хочется пить, дышать тяжело, мучает кашель, кашляют многие, мой живот продолжает болеть, хотя я особо и не ем. Погода после обеда, как обычно, портится, спускаемся в тумане, начинается пурга, ужинаем в палатке-четверке, все вместе, 10 человек. Ложимся пораньше, подъем в 3, в 4 утра выход на штурм.

Эльбрус. Майское восхождение - 18 Эльбрус. Майское восхождение - 19
Эльбрус. Майское восхождение - 20

День 7. Восемь из двенадцати

Подъем в 3 часа, холодно, темно, голова идет кругом, быстро ничего сделать не удается, даже от застегивания молнии появляется одышка как после пробежки. Одеваемся, собираемся, чай греется целую вечность, в 4 выходим, мой сосед по палатке Олег жалуется на сильную головную боль и говорит, что не пойдет наверх. Я выхожу последняя, как ни стараюсь, не могу догнать группу, хотя они идут, делая 10 шагов, а потом передышка. Сильно болят пальцы от холода, колет щеки, дышать невозможно, ледяной воздух не дает сделать глубокий вдох. Чувствую себя нехорошо, и принимаю решение не идти вверх по различным показателям моего здоровья. Кричу ребятам, что поворачиваю в лагерь. Их подъем проходил по и вдоль Ачкерьякольскому Лавовому Потоку, а далее выход на Восточную вершину Эльбруса (5621 м).

Возвращаюсь в палатку к спящему Олегу, говорю, что решила тоже не ходить. Засыпаем, просыпаюсь утром. Яркое солнце, в палатке невозможно находиться — душно, жарко. Вылезаю, начинаю греть чай, в гости заглядывают двое мужчин, спрашивают как дела, я рассказываю, что все ушли наверх, скоро вернутся. Они с улыбкой добавляют, чтоб я не переживала, Эльбрус никуда не убежит, я с ними соглашаюсь. Они начинают подъем, я вижу, как показался Мишка, за ним Андрей, а потом и Вовка. Вовка встегивается в веревку и слетает вниз, не успевая поймать ее конец. Ему все кричат: «Зарубайся», а у него нет сил, остановился прямо около камней. К нему подходит Андрей, я наблюдаю снизу. Вскоре все спускаются, а у меня подарочек — две кастрюли чая мармелад, зефир и шоколад.

Изможденные, усталые, но довольные, ребята ложатся спать. Олег и Мишка с нашей палаткой спустились вниз, Олег нехорошо чувствует себя. Есть не хочется, только у Машки Овчинниковой хороший аппетит — она заваривает себе гречку и пьет чай в ожидании ее приготовления. Незабываемая ночь — мы вчетвером спим в двушке, места не то что нет, я чувствую, как дышит каждый из нас, постоянно затекает какая-то часть тела. Андрей храпит очень смешно, когда засыпаю, мне снится, что это Шурень (их храп можно перепутать), всю ночь жду утро, когда же надо будет вставать, оказывается, все мучаются этим вопросом. Итог дня: 8 из 12 человек поднялись на вершину, Филипп Германович сказал, что это хороший показатель. Моя высота осталась на отметке 5000 м, что тоже неплохо :)

Эльбрус. Майское восхождение - 21
Эльбрус. Майское восхождение - 22
Эльбрус. Майское восхождение - 23

День 8. «Я пушинка»

Ранний подъем, к которому я уже привыкла, и спуск вниз, желание группы дойти до травки и встать там, где проходил наш обед во второй день, на слиянии рек Ирик и Ирик-Чат. Довольно-таки быстрый спуск, хороший темп. После «Замков» на ледовых полях Вовка попал в трещину, улетел за долю секунды, вытаскивали все вместе, впечатлений у него была масса. Уже к обеду спустились с перевала Ирик-Чат. Наконец-то нормальный обед, супчик гороховый, варил Сашка, я лишь помогала ему, снимая пробу. После тихого часа мы снова продолжили спуск, снег проваливался под нами выше колена, Машка читала мантру «я пушинка», что помогало ей. Еще не успело стемнеть, как мы оказались на месте, раскидистые сосны и шум водопада окружали нас. Ужин был долгим и очень сытным :)

Эльбрус. Майское восхождение - 24
Эльбрус. Майское восхождение - 25
Эльбрус. Майское восхождение - 26
Эльбрус. Майское восхождение - 27

День 9. Усталые, но довольные

Сегодня не надо было вставать рано, можно выспаться, но не спится, мы с Машкой на берегу реки сидим с 7 утра: три раза почистили зубы, четыре — умылись, намазали обгорелые личики кремом, выход намечен на после обеда. Никто никуда не спешит. Мы сварили кофе и вкусный чай, нарезали бутербродов с сыром. Завтрак не заканчивался, все вылезли и радовались травке и теплу. Потом мы сварили компот из оставшихся сухофруктов и съели все конфеты, прогулялись по окрестностям и начали готовить обед. После обеда вышли вместе с дождем и уже через пару часов были в поселке Эльбрус, где нас ждала машина. Нас забрали и отвезли в гостиницу, а точнее, огромное шале между Чегетом и Терсколом. Оставшиеся 2 дня мы жили в огромном доме со всеми удобствами, гуляли по местным базарам, кушали в кафе и наслаждались весенним солнышком.

Эльбрус. Майское восхождение - 28
Эльбрус. Майское восхождение - 29
Эльбрус. Майское восхождение - 30

P.S. Не могу не сказать слова благодарности тем, без кого бы это путешествие не состоялось! Хочу поблагодарить любимую Робинзонаду за подаренную возможность, Соколовского Филиппа Германовича, нашего руководителя похода, Машку Овчинникову, с которой мы это все задумали и воплотили в жизнь, всю нашу группу, которая терпела меня и любила, Цораева Гошу и его папу за теплый прием в дальних краях нашей Родины, всех друзей, которые помогли собрать нужный комплект снаряжения, и тех, кто переживал за меня и ждал моего возвращения домой, особенно маму (ей с моими приключениями можно уже и медаль выписать за терпение!).

Желаю всем хоть раз в жизни побывать в самом сердце природы и испытать пережитые мною чувства. Их трудно выразить словами. В такие моменты понимаешь, как велик и разнообразен мир, как прекрасна и неповторима наша земля. Ты становишься частью природы, ты отдыхаешь всей душой и очищаешь разум. Здесь, в горах, ты становишься самим собой, таким, каким тебя создала природа!