с 1991 года 58 180 раз родители доверили нам самое дорогое!

(Классическое восхождение на Эльбрус с юга, сентябрь 2015)

Так вышло, что первый раз в Приэльбрусье я оказалась в далеком 2010 году. Это был категорийный поход с планами взойти на Эльбрус, но тогда погода не позволила этого сделать. И с тех пор мысль взойти на вершину не давала мне покоя, и каждый раз, когда я ехала на Кавказ, все мои мысли были о нем. Но погода так и не была благосклонна ни в августе 2013, ни в мае 2014. И вот в очередной раз, когда нужно было выбрать место для проведения отпуска, я с надеждой на успех выбрала Эльбрус.

За две недели до отъезда была компания друзей-единомышленников, жаждущих оказаться на вершине, но в последние 3 дня до отъезда планы у них изменились, и пришлось в срочном порядке искать компанию для поездки (не отказывать же себе в мечте!). Вот так нежданно-негаданно я оказалась в числе семи счастливчиков, решивших отправиться на высшую точку Европы.

После того, как вся группа оказалась в сборе, несколько групповых селфи (куда же без них!) для рубрики «ДО и ПОСЛЕ», закупка продуктов, и мы уже в пути в славный поселок Нейтрино в Баксанском ущелье. Время в пути (3 часа) под интересные рассказы нашего водителя вперемежку со сном прошло незаметно. По приезду на базу мы скинули вещи и, переодевшись в удобную одежду и обувь, не теряя времени, отправились получать в прокате недостающее личное снаряжение, а дальше, чтобы размяться после дороги, начали подъем до минеральных источников. Прогулка получилась бодрой и интересной.

В следующие три дня мы проходили акклиматизацию в долине под ледником Восточный Курмычи. В первый день большая часть пути прошла в лесной зоне, что спасло нас от перегрева под палящим солнцем. Весь переход занял порядка 5 часов (с учетом остановок, перекусов и времени на сбор дикой малины "в себя"). В итоге пришли на место стоянки с запасом на купание в реке (если можно этот процесс назвать купанием ☺) и приготовление ужина. Во время чаепития нас накрыло большое облако, которое никого не оставило равнодушным. Ну и, конечно же, какой поход обходится без интересных историй из жизни участников. Поиграв в игру "Я хотя бы раз… " и вдоволь насмеявшись, все разбрелись по своим палаткам и продолжили знакомство уже в мини-группах.

Самым интересным и запоминающимся в следующем дне было: подъем свободным лазанием по расщелине в бараньих лбах с рюкзаком, история с выдуманной фамилией, пик Кукушкиной, пронизывающий холод на стоянке возле ледника и ужин под звездным небом. На четвертый день мы поднимались на вершину Курмычи: было несколько участков свободного лазания, в одном месте мы даже провесили страховку во избежание срыва участников, ну а в награду за наши старания с вершины открылся отличный вид на Безенгийскую стену, горные хребты Центрального Кавказа и Эльбрус (причем можно было разглядеть там и скалы Пастухова, и приют 11). На спуске большая часть участников потренировалась ходить в кошках по леднику.

Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 1

Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 2

Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 3 Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 6
Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 4

Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 5

Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 7

Пятый день был посвящен спуску в отель, походу в магазин и бане, а потом нас ожидал роскошный ужин, приготовленный участниками группы. В этот же вечер мы перепаковали рюкзаки и подготовили снаряжение и одежду для восхождения.

И вот, наконец, все отправились к подножию Эльбруса. Подъем на канатке сопровождался учащением пульса и волнением: какая погода нас ожидает, все ли дойдут и не придется ли нам повернуть на полпути? Я понимала, что физически я на 100% готова к подъему, но не все зависит от меня, и эта мысль не давала покоя.

Встав пораньше, мы отправились на тренировочный выход к скалам Пастухова: поучились ходить в связках, отработали технику самозадержания на склоне с помощью ледоруба и поучились вкручивать ледобуры. День был насыщенным и тяжелым: и в плане физическом (многим участникам было непросто идти на такой высоте), и в психологическом (прогнозы погоды были неутешительны). Некоторые обсуждали возможность взять ратрак и добраться до Косой полки на нем, но я категорически была против (не спортивно это как-то!). В итоге от этой идеи отказались и решили справиться своими силами.

Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 8

Отбой был назначен на 18.00 — впереди ожидал долгий и тяжелый день восхождения. Большая часть ребят отправилась спать, а я решила попить чаю и познакомиться с гидом, который должен был нас сопровождать во время подъема. Павел — местный житель, он бывает на Эльбрусе по 30 раз в сезон, сопровождая группы-новичков. Несколько интересных туристических историй из жизни — и пора отправляться спать.

Уснуть удалось не сразу: все мысли были о подъеме и о возможных проблемах на нем, но все-таки поспать удалось. Подъем в 01.00, и после недолгих сборов (все вещи, еда и термосы с чаем были подготовлены с вечера) мы оказываемся в кошках на улице. Погода обещает быть хорошей — небо чистое и звездное, обе вершины видно отлично, что, конечно же, придает уверенности в успехе нашего предприятия. В 02.15 выходим из Приюта 11 и медленно, но верно начинаем свой подъем. Темп, выбранный гидом, был комфортным лично для меня и позволял дышать ровно и не уставать, поэтому переходы были часовыми с минимальными остановками. В итоге на верхних скалах Пастухова мы были через 2,5 часа, тут же и появились первые отстающие. Пока мы их ждали, я успела, удобно устроившись на рюкзаке, вздремнуть минут 15-20 — спать перед рассветом захотелось очень сильно. Следующей нашей длительной остановкой было начало Косой полки — перед ней стало понятно, что двое участников вряд ли смогут дойти до вершины, им пришлось развернуться и пойти обратно.

Вместе с нами в тот день поднимались еще 2 группы, и мы периодически с ними пересекались: то они обгоняли нас, то мы их. В начале Косой полки мы все встретились и дальше шли плотной группой. На Косой полке скорость подъема резко упала: остановки стали все чаще, а отдых занимал все больше времени, в итоге на седловине мы оказались в 10 утра. Подъем дальше казался каким-то нереальным, каждый из нас задумался: "А смогу ли я дальше продолжить восхождение? Хватит ли сил вернуться на приют?". У многих участников сильно болела голова, и от этого было еще тяжелее дышать, но сдаваться никто не хотел. Попив чаю и перекусив, мы продолжили восхождение.

Признаюсь честно, подъем от седловины до вершины был тяжелым и для меня, но не физически — сил было много, просто в какой-то момент я почувствовала признаки горняшки: сильно заболел живот, стало тошнить, это сильно выбило меня из колеи. На каждые 10-15 шагов было минут по 5 отдыха. Когда мы прошли участок с веревками, то оказались на большом плато, с которого, как нам казалось, видно вершину, но Паша сказал, что это ложная вершина. Казалось, что в этот момент силы окончательно меня покинули, но близость вершины и подбадривания гида подняли меня на ноги. Дальше уже все шли своей скоростью.

Когда я думала об Эльбрусе, мне казалось, что, увидев вершину, я побегу к ней, но не тут-то было… Наша делегация стала похожа на шествие никуда не спешащих черепах, и в тот момент я думала о том, а как же мы будем спускаться, если сил уже нет….

Подходя к вершине, я увидела, что меня фотографируют — из последних сил смогла улыбнуться, поднялась на вершину и упала замертво. Мне было очень плохо. Через несколько минут пришло осознание, что я смогла ЭТО сделать, и от этой мысли наступила эйфория — я почувствовала прилив сил, вскочила, и дальше радости не было предела: мы все обнимались, поздравляли друг друга, благодарили Пашу и, конечно же, фотографировались. Но погода начала портиться, и мы поспешили вниз. По дороге нам встречались другие восходители, которых мы поздравляли и подбадривали!

Спуск занял около 2,5 часов и проходил методом съезжания на пятой точке, чему были не рады только мембранные штаны.

Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 9

Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 9-1
Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 10

Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 11

Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 13

Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 14

Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 12 Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 15
Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 16

Эльбрус такой Эльбрус, или Приключения Кукушкиной - 17

Ура! Это случилось! Спасибо моей подруге, что настояла на этой поездке, нашим гидам Лесе и Паше, Робинзонаде за путешествие в подарок и всем, кто был рядом!) 21 сентября 2015 года надолго останется в памяти как один из самых счастливых дней в моей жизни!