Отличия лагеря "тогда" от лагеря "сейчас", или Почему дети хотят в лагерь?
Москва, Нижний Кисельный пер-к, д. 5/23, стр. 1, офис 306
Многие родители, выбирая для своего чада форму отдыха, охотно продолжают искать варианты, напоминающие им их детство. То самое, советское, пионерское. То время, когда они были счастливы. Дети очень часто слышат от родителей «а в моем детстве…» и «а в наше время…». Но не стоит забывать, что время скоротечно, и поколения сменяют друг друга, причем гораздо быстрее, чем может показаться. Не успеем оглянуться, как поколение родителей уже будет вспоминать не советское детство и даже не времена появления первых мобильных телефонов, а скорее, эпоху социальных сетей и интернет-кумиров.
В понимании детей лагерь всегда являлся островком свободы от города, школьных проблем, домашних заданий и родительской опеки. Это место, куда дети стремятся за той самой активной сменой деятельности, отличной от привычного и однообразного склада жизни. В основном, это подростки, которые хотят приключений, драйва, новых эмоций, друзей, моментов, от которых захватывает дух, творчества! И сейчас речь идет именно о современных детях, в своем большинстве ведущих наибольшую активность не во дворе или парке, а в социальных сетях.
Лагеря «тогда» имели схожую организацию для всех возрастов. Требования, лозунги, игры — все сводилось к общему знаменателю. Дифференцировка была только по возрасту: младшие отряды, чуть старше и почти взрослые. Каждый день смены проходил по единому расписанию для всех. Бесспорно, эти лагеря прививали ребятам необходимые навыки: дисциплину, командную деятельность, важность работы на благо общественной цели. Они были также ценнейшим опытом общения и взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.
Но времена меняются, и современные лагеря фокусируются на том, что можно дать ребенку помимо обязательных процедур и досуга. Ставятся вопросы, как сделать досуг ребенка интересным, как дать каждому участнику нечто современное, увлечь его, проще говоря, понять, чего же хочет современный подросток. Таким образом, формируется индивидуальный подход к ребенку. Именно поэтому современные лагеря увеличивают количественное соотношение взрослых к детям — в среднем, на восемь детей один взрослый. Именно поэтому каждый отдельно взятый лагерь или программа составляется с учетом интеллектуальных, психологических и социальных особенностей возрастной группы. Если в лагерях «тогда» существовала установка «один за всех и все за одного», то в современном лагере первым делом уделяется внимание уникальности каждого ребенка, что позволяет не только усовершенствовать определенные навыки, но и проявить лучшие качества и реализовать собственные амбиции.
Более того, для каждой возрастной группы существует множество программ, среди которых обязательно найдется та, на которую захочет ребенок. У каждой программы есть специализация: будь то программа для любителя книг и фильмов о Гарри Поттере или для ребенка, желающего научиться выживанию в лесу при минимальном наборе инвентаря, кто-то из мальчишек захочет пройти военную подготовку, любительница девичников осуществит мечту побывать в настоящем институте благородных девиц, юный непоседа окунется в культуру различных стран, а начинающий блогер реализует мечту создать собственное ТВ-шоу. И это лишь малая часть возможностей, открывающихся юному дарованию на площадках детских лагерей.
Один из моментов для сравнения — длительность смены, например, в летних лагерях. Широко известно, что в лагерях советского типа смена длилась 3 недели, что давало излишнюю эмоциональную нагрузку: ребята не только скучали по дому и родным, но и уставали от общения со сверстниками в лагере. Современные двухнедельные смены дают возможность ребятам обрести друзей, научиться новому и испытать себя, при этом несколько соскучившись по дому. Это оптимальный период как для времяпрепровождения детей, так и для родителей.
В Советском Союзе лагерь позиционировался как воспитательно-оздоровительное учреждение, организованное профсоюзными, хозяйственными организациями, органами народного образования и здравоохранения и так далее. И показателями успешной смены были чаще всего загар и привес. Разумеется, с течением времени, этот критерий успеха потерял актуальность. Ведь много кушать и загорать — совсем не значит проводить время активно и с пользой. Поэтому от лагерей с активным отдыхом этого ожидать не стоит. Ценности современных организаций переросли внешние показатели: в активном лагере основополагающая цель — личностный рост ребенка, успешное прохождение программы, новые знания, умения и навыки, чтобы каждый подросток, вернувшись со смены, мог с уверенностью сказать, что стал кем-то другим, лучшей версией самого себя, в то время как родители уверены в безопасности и здоровье своего чада.
Говоря о различиях в организации, стоит упомянуть о подготовке персонала. Широко известно, что быть активным и целеустремленным для работы с детьми не столь важно, сколь важна готовность учиться взаимодействию с ребятами, мобильность и деликатность. И в современных активных лагерях к выбору и обучению инструкторов подход весьма требовательный. Работать с ребятами отправляются исключительно подготовленные и сознательные представители современной молодежи, которые знакомы с организацией детской безопасности и досуга, основами психологии детей и работой с группой.
Советские детские лагеря были прекрасным местом для отдыха ребят, они отвечали требованиям своего времени, давали возможность детям находиться под присмотром взрослых и при этом уехать из города, предоставляли родителям период отдыха от сыновей и дочерей. И все же прогресс не стоит на месте. Благодаря этому, сфера досуга для детей тоже развивается и дает ребенку больше подвижных мероприятий, безопасности, творчества и внимания. Ребенок, побывавший в активном современном лагере, обязательно захочет оказаться в атмосфере приключений вновь, узнать, на что еще он способен. Дети, поглощенные современной жизнью, знают, что такое количество впечатлений, знакомств и опыта они не смогут получить в обычной жизни. Именно поэтому каждый ребенок будет снова и снова ждать смены, полной новых эмоций.
Многие родители, выбирая для своего чада форму отдыха, охотно продолжают искать варианты, напоминающие им их детство. То самое, советское, пионерское. То время, когда они были счастливы. Дети очень часто слышат от родителей «а в моем детстве…» и «а в наше время…». Но не стоит забывать, что время скоротечно, и поколения сменяют друг друга, причем гораздо быстрее, чем может показаться. Не успеем оглянуться, как поколение родителей уже будет вспоминать не советское детство и даже не времена появления первых мобильных телефонов, а скорее, эпоху социальных сетей и интернет-кумиров.
В понимании детей лагерь всегда являлся островком свободы от города, школьных проблем, домашних заданий и родительской опеки. Это место, куда дети стремятся за той самой активной сменой деятельности, отличной от привычного и однообразного склада жизни. В основном, это подростки, которые хотят приключений, драйва, новых эмоций, друзей, моментов, от которых захватывает дух, творчества! И сейчас речь идет именно о современных детях, в своем большинстве ведущих наибольшую активность не во дворе или парке, а в социальных сетях.
Лагеря «тогда» имели схожую организацию для всех возрастов. Требования, лозунги, игры — все сводилось к общему знаменателю. Дифференцировка была только по возрасту: младшие отряды, чуть старше и почти взрослые. Каждый день смены проходил по единому расписанию для всех. Бесспорно, эти лагеря прививали ребятам необходимые навыки: дисциплину, командную деятельность, важность работы на благо общественной цели. Они были также ценнейшим опытом общения и взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.
Но времена меняются, и современные лагеря фокусируются на том, что можно дать ребенку помимо обязательных процедур и досуга. Ставятся вопросы, как сделать досуг ребенка интересным, как дать каждому участнику нечто современное, увлечь его, проще говоря, понять, чего же хочет современный подросток. Таким образом, формируется индивидуальный подход к ребенку. Именно поэтому современные лагеря увеличивают количественное соотношение взрослых к детям — в среднем, на восемь детей один взрослый. Именно поэтому каждый отдельно взятый лагерь или программа составляется с учетом интеллектуальных, психологических и социальных особенностей возрастной группы. Если в лагерях «тогда» существовала установка «один за всех и все за одного», то в современном лагере первым делом уделяется внимание уникальности каждого ребенка, что позволяет не только усовершенствовать определенные навыки, но и проявить лучшие качества и реализовать собственные амбиции.
Более того, для каждой возрастной группы существует множество программ, среди которых обязательно найдется та, на которую захочет ребенок. У каждой программы есть специализация: будь то программа для любителя книг и фильмов о Гарри Поттере или для ребенка, желающего научиться выживанию в лесу при минимальном наборе инвентаря, кто-то из мальчишек захочет пройти военную подготовку, любительница девичников осуществит мечту побывать в настоящем институте благородных девиц, юный непоседа окунется в культуру различных стран, а начинающий блогер реализует мечту создать собственное ТВ-шоу. И это лишь малая часть возможностей, открывающихся юному дарованию на площадках детских лагерей.
Один из моментов для сравнения — длительность смены, например, в летних лагерях. Широко известно, что в лагерях советского типа смена длилась 3 недели, что давало излишнюю эмоциональную нагрузку: ребята не только скучали по дому и родным, но и уставали от общения со сверстниками в лагере. Современные двухнедельные смены дают возможность ребятам обрести друзей, научиться новому и испытать себя, при этом несколько соскучившись по дому. Это оптимальный период как для времяпрепровождения детей, так и для родителей.
В Советском Союзе лагерь позиционировался как воспитательно-оздоровительное учреждение, организованное профсоюзными, хозяйственными организациями, органами народного образования и здравоохранения и так далее. И показателями успешной смены были чаще всего загар и привес. Разумеется, с течением времени, этот критерий успеха потерял актуальность. Ведь много кушать и загорать — совсем не значит проводить время активно и с пользой. Поэтому от лагерей с активным отдыхом этого ожидать не стоит. Ценности современных организаций переросли внешние показатели: в активном лагере основополагающая цель — личностный рост ребенка, успешное прохождение программы, новые знания, умения и навыки, чтобы каждый подросток, вернувшись со смены, мог с уверенностью сказать, что стал кем-то другим, лучшей версией самого себя, в то время как родители уверены в безопасности и здоровье своего чада.
Говоря о различиях в организации, стоит упомянуть о подготовке персонала. Широко известно, что быть активным и целеустремленным для работы с детьми не столь важно, сколь важна готовность учиться взаимодействию с ребятами, мобильность и деликатность. И в современных активных лагерях к выбору и обучению инструкторов подход весьма требовательный. Работать с ребятами отправляются исключительно подготовленные и сознательные представители современной молодежи, которые знакомы с организацией детской безопасности и досуга, основами психологии детей и работой с группой.
Советские детские лагеря были прекрасным местом для отдыха ребят, они отвечали требованиям своего времени, давали возможность детям находиться под присмотром взрослых и при этом уехать из города, предоставляли родителям период отдыха от сыновей и дочерей. И все же прогресс не стоит на месте. Благодаря этому, сфера досуга для детей тоже развивается и дает ребенку больше подвижных мероприятий, безопасности, творчества и внимания. Ребенок, побывавший в активном современном лагере, обязательно захочет оказаться в атмосфере приключений вновь, узнать, на что еще он способен. Дети, поглощенные современной жизнью, знают, что такое количество впечатлений, знакомств и опыта они не смогут получить в обычной жизни. Именно поэтому каждый ребенок будет снова и снова ждать смены, полной новых эмоций.