"Мальчиково-девочковые" роли в лагере, или Почему в походе девочки ценят мальчиков
В современном мире очень широко распространяется идея свободного выбора индивидом собственной роли, позиции, дела жизни вне зависимости от гендерной принадлежности. В свете особенностей актуального восприятия мира стираются границы ролей в обществе, что дает некоторую неопределенность: а что же правильно? Из-за этого появляется еще большая неопределенность в отношении подростка: что будет лучше для него или нее?
Если взять во внимание самого ребенка и постараться сформировать собирательный образ, то какой он будет? Противоречивый, чувствительный, открытый новому подрастающий человек, местами неуверенный, старающийся разобраться в себе и научиться взаимодействовать с окружением, ищущий свое место в огромном мире и одновременно жаждущий показать себя таким, какой есть. При этом у каждого ребенка — свое мнение, черты характера, особенности восприятия, таланты и интересы. Для каждого есть необъятное количество «взрослых» вопросов, которые надо не просто сформулировать, но понять, какую позицию занимать.
Особенно остро стоит вопрос «мальчиково-девочковой» актуализации: как надо себя вести с противоположным полом, а какие они, чем мы друг от друга отличаемся, кто лучше и лучше ли, как относиться к традиционному видению распределения обязанностей, да и вообще, а сейчас как принято общаться?
Так вот для того, чтобы у каждого подрастающего юноши или девушки была возможность не только пообщаться со сверстниками, но и понять свое отношение к различным формам взаимодействия с ними, разобраться в наиболее существенных для себя вопросах на практике, существуют лагеря отдыха. И вот почему.
В современном лагере предусмотрен весь спектр активностей для развития различных навыков, от творческих до спортивных. И поскольку все эти мероприятия ребята посещают вместе, нет ограничивающих распределений. На каждом мероприятии находится пара-тройка человек, которые проявили себя в большей степени. К чему это ведет? К самоактуализации ребенка. Чем больше ребенок пробует, тем объемнее в его сознании формируется образ «я», представление о себе. Разнообразие командных игр, мастер-классов и испытаний выявляет самые мощные умения подростка и позволяет ему не только убедиться в собственном мастерстве, но и вывести его на новый уровень. И как раз в этом плане круто будет выглядеть как девочка, побившая рекорд на скалодроме, так и юноша, который за пару дней сплел фенечки для своей команды.
После познавательной части программы, освоения новых умений наступает наиболее значимый этап — приключение. В каждом лагере он отличается, хотя сходство одно: это момент проявления своих лучших качеств. Очень ярким примером такого приключения является поход, поскольку здесь проявить себя необходимо еще и в других, экстремальных условиях.
На фоне этого происходят некоторые преображения в команде. Во-первых, распределяются походные роли, что дает каждому участнику собственную зону ответственности (завпит, завхоз, костровой
Во-вторых, в условиях пониженного комфорта, проявляются те качества, которые сложно увидеть в домашних условиях, поскольку там нет необходимости их демонстрировать: сила воли, выносливость, ответственность, причем проявляются они в первой же стрессовой ситуации. Таким образом ставится определенная планка дальнейшего поведения, и подросток уже не будет себя вести по-другому, не захочет показывать себя с менее выгодной позиции.
В этот момент происходит еще одно событие: девочки видят мальчиков, на которых можно положиться. Такого рода приключение выводит видение личностных качеств на новый уровень, важными оказываются поступки, проявление характера, юмор, забота, ответственность, творчество, что повышает индивидуальную ценность каждого члена команды. Стрессовые условия без каких-либо заточенных стереотипами форм поведения расставляют по местам роли в обществе, основываясь на качествах личности и умениях. Бывают превосходные мальчики-завпиты и повара или девочки-штурманы и костровые. К тому же, походный дискомфорт помогает усилить проявления взаимной заботы в команде.
Стоит признать, что некоторые различия в обязанностях все же иногда наблюдаются:
- дежурство, уборка — для всех,
- тяжести — мальчики,
- палатки — девочки (в то время как ставится бивуак),
- бивуак — мальчики (поскольку нужна сила для натягивания троса и высокий рост),
- помощь завпиту на полевой кухне — девочки.
Несмотря на усталость, личный дискомфорт, есть обязанности: девочкам нужно поставить палатки, чтобы переодеться и организовать полевую кухню, в то время как мальчики ставят бивуак и разводят костер. Есть что-то совершенно трогательное, когда именно мальчики заносят на берег байдарку и именно девочки напоминают команде, что пора нести свою походную посуду, потому что пришло время трапезы. И поскольку некоторые из перечисленных обязанностей все же по большей части отводятся под мужскую руку, девочкам ничего не остается, как радоваться, что в их команде есть сильные мужчины, заслуживающие добавки.
Подводя итог разговора о «мальчиково-девочковых» ролях, можно сделать вывод о том, что некоторое распределение существует, но ведь оно совершенно никого не ущемляет, а наоборот показывает, как можно здорово ладить в команде. Этому не всегда можно научиться в школе, в тепличных условиях, но можно испытать на практике в совершенно ином контексте взаимодействия. Испытания дают мощный толчок к личностным изменениям — не казаться лучше, а быть лучшей версией себя. Возможность увидеть выносливость и силу там, где вчера была неуверенность. Все обретает смысл, каждое маленькое достижение — настоящее. И не только свое. «Мальчиково-девочковые» роли во время испытаний заключены как раз в идее взаимной помощи. И это ценности, которые потом ребята перенесут в городскую жизнь.