с 1991 года 58 180 раз родители доверили нам самое дорогое!

Как раскрепостить ребенка

Как раскрепостить ребенка

Для чего нужно стеснение

Стеснение — это древний механизм поведения, отвечающий за выживание. В процессе стеснения запускается охранительное поведение, которое является ответом на непонятные и/или пугающие ситуации. Объем такого поведения у ребенка формируют врожденная предрасположенность, жизненные условия и окружение.

Когда застенчивость — это плохо

Застенчивость у детей — это защитный механизм. Плохо это может быть только в том случае, когда застенчивость мешает реализации целей ребенка. И мешает настолько, что это становится ощутимо и для близких. Примеры низкой интенсивности застенчивости:

  • ребенку сложно взаимодействовать в коллективе;
  • сложно выступать на соревнованиях;
  • сложно отвечать перед классом;
  • сложно начинать разговор с незнакомым;
  • сложно купить что-то в магазине.

Примеры высокой интенсивности:

  • ребенку сложно взаимодействовать в коллективе, поэтому он не может учиться в обычном классе из 30 человек;
  • сложно выступать на соревнованиях из-за предстартового состояния, препятствующего победе (симптомы панической атаки);
  • сложно отвечать перед классом (симптомы панической атаки);
  • сложно начинать разговор с незнакомым (пропадает речь);
  • сложно купить что-то в магазине (потеря речи, избегание).

Этим проявлениям необходимо уделять дополнительное внимание, их наличие говорит о том, что застенчивость уже находится на границе с таким заболеванием, как социальная тревожность.

Как помочь застенчивому ребенку в данной ситуации? Лучший вариант — обратиться к специалистам. Вы также можете самостоятельно проанализировать степень застенчивости, если видите следующее:

  1. Заметный и постоянный страх одной или нескольких ситуаций.
  2. Осознание ребенком, что его страх чрезмерен и необоснован.
  3. Избегание пугающих социальных ситуаций, переживание сильной тревоги и стресса.
  4. Тревога может достигать степени панической атаки. Проявления:
    • Потливость
    • Тремор, дрожь
    • Ощущение одышки
    • Чувство удушья
    • Боль и дискомфорт в грудной клетке
    • Тошнота или дискомфорт в животе
    • Чувство головокружения, неустойчивости, слабости, обморочное состояние
    • Чувство нереальности окружающего мира, отстранение самовосприятия
    • Страх потерять контроль или сойти с ума
    • Страх смерти
    • Онемения или покалывания
    • Ознобы или приливы

При наличии вышеперечисленных проявлений включается так называемый режим безопасности, когда ребенок старается держаться подальше от сложных и опасных ситуаций, защищать себя от неприятных последствий или от мыслей об этих последствиях. Эти мысли могут включать в себя чувство смущения, стыда, проигрыш в глазах других. Ребенок напряжен и сосредоточен на социальной опасности, он искренне сопротивляется своим тревожным чувствам и сливается с тревожными мыслями. Мысли постоянно крутятся в голове, не давая места ничему другому. Так работает охранительное поведение, призывающее свести к минимуму все шансы быть раскритикованным или осужденным. В установках ребенка оно выглядит примерно так: я буду максимально незаметным, максимально контролирующим. Данная степень застенчивости предполагает социальную тревожность.

Причины застенчивости у детей

Если у вас застенчивый ребенок, то причины и признаки могут быть самыми разными. Предположим, что застенчивость — это самая верхушка айсберга социальной тревожности. Тогда из этого следует вывод, что застенчивости предшествует тревожность. Тревожные ожидания, желание контролировать, скрывать, избегать.

Как побороть стеснительность и убрать застенчивость у ребенка

Борьба, как преодоление при помощи воли, упорства, настойчивости, трудных для ребенка ситуаций, сложный и неподходящий метод в данном контексте. Задайте себе вопрос: «если эти ситуации вызывают так много тревожности почему он не справляется с ней?»

На вопрос почему ребенок очень стеснительный, вам помогут ответить следующие советы и примеры психолога.

Погружение ребенка в море тревожностей намеренно, с целью побороть застенчивость, можно сравнить с обучением плаванию методом выбрасывания из лодки на глубину. Образно говоря, он может просто утонуть, а в реальности получить какое-то, еще большее расстройство. Конечно, есть примеры, когда учатся плавать на стрессе, на скрытом резерве и желании выжить. Каждый ли родитель решится ставить такой эксперимент над своим ребёнком?

Пример удачного «всплывания».

Мальчика И. в 10 лет папа оставил ждать в очереди за билетами, пока он ходит в туалет. За эти 5 минут перед И. встали еще несколько человек. Вернувшись, папа был удивлен и спросил: «Почему ты им ничего не сказал, ведь дома ты можешь кричать и отстаивать свои интересы, а не застенчиво и тихо стоять в стороне?» И. пережил состояния тревожности, стыда перед папой и в дальнейшие годы жизни до взрослого возраста всегда отстаивал свои интересы перед окружающими. Папа И. сделал одну самую важную в этом случае вещь: он отослал мальчика к его предыдущему опыту и умениям. Тем самым сформировав уверенность и показав как следует преодолевать стеснение.

В связи с описанным выше не рекомендуем использовать термин «побороть», а приглашаем к изучению способов помощи и обучения для решения проблемы.

Как помочь стеснительному ребенку

Кто такой застенчивый человек?

В первую очередь, чуть-чуть отодвинув в сторону застенчивость и страхи ребенка, спросите о том, чтобы ему хотелось делать, что он любит, какие у него цели, что ему приносит радость и удовольствие. Поддержка и интерес помогут укрепить позитивные эмоции и обратить внимание ребенка на его сильные стороны, а также раскрепостить ребенка.

Застенчивость и закомплексованность уже сформировались, нет смысла направлять внимание на ее корректировку в начале процесса изменений, мы сделаем это позже. Целесообразнее направить внимание ребенка на развитие, укрепление и усиление. Наберитесь терпения, это достаточно длительный процесс, и у каждого он индивидуален.

Когда вы понимаете, что ребенок стал увлеченным, у него есть силы для развития, много интереса и любопытства, можно начать работать с застенчивостью. В этой точке восстановительного процесса у ребенка уже есть силы и желание меняться. И с вашей помощью или при помощи специалистов, ребенок будет поддержан в стремлении к своей цели.

Если ребенок очень стеснительный, нерешительный и закомплексованный, то что делать родителям? Мы видим хорошие результаты, после многодневных детских программ, так как в программах максимально задействованы такие «двигатели» развития, как любопытство, интерес и вовлеченность в процесс. Играя от лица героя, ребенок скрывает себя за выбранной ролью и параллельно, в игре, «обучает» своего героя и сам себя новым навыкам поведения. Проще говоря, застенчивый ребенок прячется за ролью и при помощи вожатых развивает новые навыки общения, а это способствует тому, чтобы убрать стеснение у детей.

Как помочь стеснительному ребенку

Как помочь ребенку расширить круг общения

Если у вас застенчивый, скромный и тихий ребенок, то вам будут интересны следующие рекомендации психолога родителям.

А знаете ли вы, какие темы важны для вашего тихони? В чем он разбирается с удовольствием, знает много и отлично. Это могут быть научные, литературные темы, комиксы, опыты, астрономия, темы спорта, хобби. Представьте, что вам предстоит написать резюме, и на работу вы устраивайте своего ребёнка.

Выявив эти самые любимые темы и стороны, можно приступать к общению с теми, с кем ребенку комфортно, интересно. Важен поддерживающий, (без спора, высмеиваний) диалог, который будет помогать при общении с закомплексованными детьми. В нем слушатели внимательны, есть наводящие вопросы, и контраргументы.

Такая тактика в общении добавляет радости и уверенности ребенку. Слушателями могут стать более младшие дети, с кем ваш ребёнок будет чувствовать себя вправе назвать и установить свои правила общения. Что-то объяснить, что-то рассказать, выстроить вертикальную позицию в общении. Так ему будет проще справиться с какими-то сложными для него сторонами, так как он или она контролирует беседу. Общение не должно быть слишком длинным, хорошо, если общение начинается в то время суток, когда оба ребенка в ресурсе, когда не предвидится усталость, скандал.

Успешно зарекомендовал себя метод работы в группе, клубе, лагере, где есть взрослый, который устанавливает правила беседы, соблюдает границы всех оппонентов в беседе, с которым безопасно и комфортно. Эффект будет заметен не сразу. Иногда требуется до 10 подобных занятий, либо общение в кругу ровесников и авторитетных взрослых в школьном или летнем лагере.

Большие плюсы школьного или летнего лагеря в том, что здесь ребенок сможет поддерживать ту самостоятельность, которую вы давали ему дома, и перестанет стесняться. В лагере ребенок сталкивается с теми делами и той ответственностью, с которой он может справится. У него появляются дела, который он должен делать как взрослый. Иногда, чтобы решить их, ребенку приходится расширять свой круг общения.

С такими же небольшими «взрослыми» делами ребенок может справляться дома. Например: ходить за небольшими покупками, выполнять какие-то домашние дела или какую-то работу за карманные деньги — все, что вы считаете нужным, все что приближает вашего ребенка к самостоятельности, к взрослой позиции. Можно укрепить эту взрослую позицию подарками, игрушками, карманными деньгами, поездками, совместным времяпрепровождения — это самое ценное для детей.

Еще одно препятствие экологичному общению и раскрепощению, это сравнение. В той или иной мере мы постоянно сравниваем себя с окружающими (коллегой, братьями, сестрами, друзьями, подругами). Этот аспект поведения присутствует неосознанно в нашей жизни, этому учатся от нас дети и начинают не в свою пользу сравнивать себя с другими детьми.

Особенно ярко этот механизм подкрепляется, когда ребенок слышит что-то типа «а вот тот в твоем классе К. уже может так, а почему ты не можешь?» удобная фраза, с одной стороны, однако стеснительному и без того ребенку, она может усилить чувство неуверенности, неполноценности, безнадежности. Потому что эти чувства рождаются из осознания: «Я так никогда не смогу. У меня нет на это сил. У меня нет возможности». Так же, в целом, ребёнок сам не знает зачастую, как это сделать без вашей поддержки. По большому счёту этот подход: «а вот тот в твоем классе К. уже может так, а почему ты не можешь?» пограничный, пользы он приносит гораздо меньше, чем объем вреда который возможно получить со временем от такой методики.

Как повысить самооценку

Начнем с последнего слова этого заголовка. Самооценка. Как сделать так, чтобы ребенок оценил себя сам высоко? Это произойдет не сразу и может быть понадобятся несколько месяцев.

Механизм развития высокой самооценки следующий и повторяется условно, от семилетия к семилетию с некоторыми изменениями в соответствии с усложнениями и развитием структур мозга, пики которых происходят в 3−4 года, 6−7 лет, 12−13, 14−15, 16−17 лет. В юношестве заканчивается развитие механизма и начинается его совершенствование.

  1. Сначала ребенок наблюдает, как взрослые высоко оценивают друг друга, окружающих, восхищаются и хвалят то, что происходит вокруг них.
  2. Взрослые переносят одобрительный взгляд на дела ребенка и ненавязчиво, очень спокойно, подчеркивают те вещи, которые ребенок сделал хорошо.
  3. Ребенок начинает замечать, что это он сделал хорошо и осознавать это.
  4. Затем повторно делать еще лучше. Так как уже есть понятие, что я сделал хорошо, а могу еще лучше относительно своих предыдущих результатов и в соответствии со своими силами.

В этой точке процесса начинает повышаться самооценка ребенка. Она не повысится моментально, на это нужно тоже месяцы.

Важно научить ребенка не сравнивать личный успех, с успехом окружающих разделить два эти чувства в жизни.

Пример блокировки развития самооценки: «Смотри, как здорово он сделал это! Ты тоже так можешь». Такой посыл ребенок воспринимает с сомнением.

Пример развития самооценки: «Как здорово получилось выступление у той или у этой девочки, думаю, что она потратила много сил, и ей нравится делать то, что она хочет!»

В этой фразе мы не сравнили двух детей, а подчеркнули, что к успеху ведет определенный путь. Тем самым ненавязчиво дали ребенку понять, что если ему нравится выступление этой девочки, то он может стать более старательным и приложить усилия для личного результата.

В заключение хочется пожелать, чтобы у ваших детей складывалась благоприятная обстановка и окружение в течении жизни. Мудрые профессиональные учителя и тренера, увлеченные, любопытные друзья и подруги. Формирование такого окружения — ценный вклад в будущее ребенка.

Полезные статьи:

Наши лагеря:

Выбрать оздоровительный лагерь
Выбрать фэнтэзи лагерь
Выбрать творческий лагерь
Перезвоните мне