Детский вопрос ребром
Традиция отдыхать летом в лагере сложилась в советское время, когда в стране на государственном уровне большое внимание уделялось организации детского отдыха. Потом, в 90-е годы, детские оздоровительные учреждения стали приходить в упадок и закрываться. В каком состоянии сейчас находится сегмент детского туризма, и существует ли альтернатива пионерским лагерям?
Здесь был Вася
На сегодняшний день нет государственного реестра детских учреждений оздоровления и единой структуры, которая координировала бы вопросы организации отдыха и оздоровления детей. В 2009 году был совершен перевод финансирования детского отдыха с федерального уровня на субъектный, и детский отдых стал сильно зависеть от возможностей регионов: например, если в Московской области и Краснодарском крае они весьма широки, то в ряде областей более чем скромны.
Предприятий, способных содержать детские оздоровительные учреждения, практически не осталось – свои социальные программы, включающие отдых детей сотрудников, есть у немногих компаний, таких как «РЖД» и «Газпром».
Множество детских лагерей оказались в частной собственности и были перепрофилированы новыми собственниками из социальных объектов в коммерческие предприятия. Например, лагерь «Юнга» в Ленинградской области превратился в развлекательный центр со стриптиз-клубом, детские учреждения «Строитель» и «Голубой экран» в Воронеже стали сауной и бассейном, на месте многих профилакториев и санаториев в живописных районах выросли коттеджные поселки.
Оставшиеся детские учреждения требуют капитального ремонта и технического переоснащения. По словам премьера Дмитрия Медведева, в 2013 году запланирован капитальный ремонт в более 500 лагерях. Глава правительства заявил, что число летних и круглогодичных учреждений для детей в России должно быть существенно больше, и потребовал разбираться с каждым случаем перепрофилирования лагерей.
Одним из промахов социальной политики считается отсутствие специальных детских учреждений, которые бы специализировались на отдыхе детей с ограниченными возможностями. Федеральная здравница «Орленок» – редкий пример учреждения, где создана безбарьерная среда для детей-инвалидов.
Альтернативой сохранившимся с советских времен детских здравниц являются коммерческие лагеря, выгодно отличающиеся современной инфраструктурой (большинство из них арендуют территорию современных баз отдыха и пансионатов), разнообразием профилей и тематических программ – есть и лингвистические, и спортивные, и творческие. Цена вопроса – от 26 до 47 тыс. руб. за смену. Но частные лагеря, как и муниципальные, не являются гарантом безопасности ребенка. Каждый год фиксируются случаи травм и пищевых отравлений, не говоря уже о более серьезных происшествиях.
Содержание детского лагеря требует очень больших затрат, в том числе и потому, что его организация должна соответствовать огромному количеству требований, устанавливаемых Роспотребнадзором. На сегодняшний день не так много энтузиастов, готовых заниматься этим направлением бизнеса, и каждый год спрос на путевки в отечественные детские лагеря превышает предложение.
Отцы и дети
У всех крупных туристических операторов таких, как «Корал Трэвел» или «Тез Тур», есть отделы, отвечающие за детский туризм. Часть компаний специализируется только на этом направлении, как, например, «Робинзонада». О специфике работы с детскими группами нам рассказала Ирина Пересецкая, генеральный директор этого агентства, более 20 лет предлагающего программы отдыха для ребят в возрасте от 7 до 17 лет.
Почему компаний, организующих детских отдых, так немного?
Основная причина – ответственности намного больше, а маржа намного меньше. Родители на подсознательном уровне не готовы платить за путевку ребенка больше, чем привыкли платить за свой отдых. Зачастую спрашивают: «Почему, если я еду отдыхать, стоимость такая, а если мой ребенок – больше?» Приходится объяснять: когда в тур отправляется взрослый, ему не нужен сопровождающий, когда едет ребенок, сопровождающие (которым нужно платить зарплату) должны быть в обязательном порядке.
Какая существует альтернатива пионерским лагерям из прошлого?
Сохранилось много дотационных лагерей – с вожатыми, столовыми, размещением в больших палатах и удобствами на этаже, как в советское время.
Раньше работала система социального страхования: у нас покупались путевки, а организации возмещали своим сотрудникам потраченные деньги. Теперь все организовано иначе: в Москве средства распределяются по микрорайонам, родители могут обратиться в муниципалитет и получить путевку за небольшую стоимость или бесплатно, если есть льготы. Особой развивающей и образовательной программы ожидать не стоит – такой лагерь обеспечивает лишь проживание, питание и безопасность ребенка.
Альтернативу предлагают коммерческие проекты. Здесь будут комфортные современные условия размещения и хорошее питание в формате шведского стола, которое нравится детям.
Педагогическая составляющая также отличается – множество интересных программ работают на то, чтобы ребенок не просто провел время за городом, но и чему-то научился. Так, с нами работает большая команда разработчиков, которые создают различные концепции отдыха – и спортивной направленности, и языковой, и приключенческой, и творческой. Если говорить о тенденциях, то очевидно внимание к образовательной стороне. Существуют даже компьютерные лагеря.
В чем специфика работы с детским направлением?
Особенность в том, что отравляем на отдых детей, но не они являются нашими клиентами. Заказчики – это родители! И именно перед ними мы должны выполнить ряд обязательств и обещаний. Пожелания родителей сильно отличаются от детских! Если объяснять на пальцах: мама хочет, чтобы сын на отдыхе учил английский язык, а он – ходить на дискотеки. Чтобы найти «золотую середину», в компании работают не только специалисты по работе с клиентами, но и детские психологи. Наша основная задача, чтобы ребенок вернулся здоровым, отдохнувшим и счастливым.
Вопрос безопасности стоит остро?
Безусловно! На Валдае ли лагерь, в Подмосковье или за границей – важнее всего, чтобы ребенок был жив и здоров. В погоне за максимальной безопасностью многие компании «сворачивают» программы – зачем делать какие-то тренинги, ведь это лишняя угроза и риски. Доходит до того, что возят детей не в купе, а в плацкарте, чтобы не было шанса закрыться и остаться хоть на время без контроля. Найти баланс, не перейти за грань – в этом и есть основная сложность.
Гостиничный бизнес заинтересован в детском туризме?
Вообще не заинтересован! Приезжаешь в гостиницу, говоришь, что хочешь привести сюда детей, и в большинстве случаев получаешь отказ. Соглашаются лишь в случае низкого сезона, провальных дат, когда гостиницу нужно хоть как-то заполнить. Мы посмотрели статистику: в постсоветские времена в Подмосковье не было построено ни одного детского лагеря, тогда как новых гостиниц и пансионатов – множество!
Каким критериям должны соответствовать гостиницы и пансионаты, чтобы принимать детские группы?
Распространено мнение, что детям все равно, где останавливаться. Это иллюзия. Они ездят путешествовать с родителями, есть минимум, к которому они привыкли. Даже в условиях походного туризма в Карелии и кемпинга на Валдае и в Чехии мы стараемся обеспечить комфортное проживание – каждый год покупаем хорошие трех- и четырехместные палатки, есть электричество, душ и т. д. Мы стараемся показать, что и такой вид отдыха может быть цивилизованным. Потрясающе красивая природа, удивительные места – московские дети настолько далеки от российских просторов, что не знают, какая есть красота в нашей стране, и хочется открыть им ее.
Гостиницы мы выбираем по соотношению «цена – качество». Они должны соответствовать принятым гигиеническим правилам и нормам. Мы сразу честно говорим, что будут визиты проверяющих инстанций. Как правило, страшного в этом ничего нет. Обычно в мае приезжают сотрудники из администрации города, прокуратуры, Роспотребнадзора, Минздрава, пожарной службы. Они с руководством лагеря смотрят, как все организовано, и берут шефство по своим вопросам, курируют все сложные моменты, дают поддержку. Например, сопровождение ГАИ для автобусов, чтобы обеспечить безопасность. А если ребенок заболел, то в больнице встретят и разместят и т. п. Эти люди нам в помощь. Да, не все, но чаще встречаются адекватные представители, с которыми можно выстроить нормальный диалог.
Популярность детского туризма меняется от года к году?
Всегда есть родители, которые принципиально не отправляют ребенка в детский лагерь, и достаточно большой сегмент детей, которые проводят каникулы вдали от семьи. В первую очередь, это трудные дети, непоседливые, которых нельзя оставить одних дома. Так что не удивительно, что каждый год мальчиков больше, чем девочек – как правило, соотношение 70 к 30.
Дети ездят с удовольствием, зовут с собой друзей, у нас хороший процент возврата. Для активных и коммуникабельных эти поездки – вершина счастья. Но, конечно, такой отдых по душе не всем. Есть ребята, которым очень тяжело дается разлука с домом, и для них две недели без родителей подобны испытанию.
Резких скачков популярности нет, каждый год мы потихоньку наращиваем объемы. В целом, спрос достаточно стабилен, но, конечно, сказываются форс-мажоры. В год, когда стояла страшная жара, и в городе был смог, все постарались вывезти детей, спрос на путевки был очень велик. Кризисный год вопреки ожиданиям не принес нам потерь, а привел нам новых клиентов. Да, часть родителей отказалась от расходов на отдых ребенка, но пришли те, кто ранее отправлял детей с бабушками за границу, а теперь выбрал более экономный вариант.
Есть мода на направления и программы?
Особенность детского туризма в том, что клиенты выбирают не направление, не программу, а компанию, которой могут доверить самое дорогое – своего ребенка. Решившись отправить его одного, родители очень тщательно выбирают, в какие руки его отдать, советуются с друзьями, узнают у знакомых. 80% клиентов приходят по рекомендациям. Мы же не туалетную бумагу продаем.
Программы соответствуют не моде, а возрасту ребенка. У семилетних детей – одни интересы, у десятилетних – совершенно другие. Есть и специфические концепции отдыха, которые делаем маленьким тиражом. Например, «Активити» – для детей, которые хотят стать спортивными инструкторами, или «В джазе только девушки» – для девочек (есть категория родителей, которые не готовы отправить дочь на отдых в смешанной группе). Традиционно большой популярностью пользуются смены на море. Если ребенка отправляют в первый раз, то выбирают место поближе.
Самое смешное, что выбор – Россия или заграница – практически не влияет на цену путевки, разница будет очень небольшой. И как бы не было обидно за державу, а я считаю, что детям обязательно нужно показывать свою страну, – сервис за границей намного лучше. Наши гостиницы спасает то, что очень многие принципиально не готовы отправлять ребенка в другую страну, часто нет разрешения на выезд от второго супруга, кто-то просто опасается – и потому делают выбор в пользу российского отдыха.