с 1991 года 58 180 раз родители доверили нам самое дорогое!

Что делать если ребенок просится из лагеря обратно домой

Что делать если ребенок просится из лагеря обратно домой

Семьи, в которых есть дети от 5 до 15 лет сталкивается, в какое-то время, с вопросом адаптации. Это может быть ночевка у дедушки с бабушкой, у друзей, в лагере и другое. Решается этот вопрос определенным, и у каждой семьи своим, каким-то образом. Сложность возникает тогда, когда ситуация доходит до истерики. Актуализируется значимость темы адаптации, о которой была предыдущая статья.

Сейчас рассмотрим случай о том, что можно предпринять, когда ребенок просится домой из лагеря.

Ребята хотят вернуться из лагеря в случаях, когда им там некомфортно, небезопасно, грустно. Причины этих состояний:

  1. Отсутствие привычки к новым местам сна. Ребёнок не ездил ни к бабушке, ни к друзьям ночевать. Нет предварительной подготовки, опыта, непонятно, как устроится и уснуть на этом новом месте. Что делать со своими вещами, что одеть сегодня. Все это неожиданная, вдруг свалившаяся на голову маленького человека куча бытовых и не только вопросов.
  2. Непривычная еда. Когда есть опыт только домашней еды любимой, привычной, тогда отсутствие другого опыта может стать в лагере серьёзным затруднением. Пищевые предпочтения и потребности (как и сон) создают фундамент для потребностей, лежащих выше. Хорошее настроение, дружба, игра, интерес, любопытство и творчество на голодный желудок — так себе история для любого возраста. Закрытие фундаментальных потребностей создают комфорт и базовые ощущения стабильности.
  3. Общение. Умение общаться со взрослыми. Иногда, по разным причинам, ребенку сложно рассказывать о том, что нужно, чего не хватает, просить помощь или делиться своими переживаниями со взрослыми. Кто-то стесняется заговорить с вожатым, кто-то просто даже не допускает мысли, что об этом можно поделиться со взрослым.
  4. Общение с детьми. Когда возникает какой-то конфликт с другим ребёнком, так бывает, что дети не сошлись характерами, или что-то не поделили. После этого ребенок может чувствовать угнетённое состояние, плохое настроение. Словом, все те же эмоции, что чувствуют и взрослые, только гораздо шире, масштабнее, ярче. Это может быть обрушение целого эмоционального мира. Тогда да, конечно, хочется домой, хочется в безопасное место, где родители защищают, понимают и всегда поддерживают твою сторону.

Возвращаясь к прошлой статье про адаптацию, мы рекомендуем ехать в лагерь, по возможности, с друзьями. Это территория «знакомого, поддерживающего и безопасного общения».

Помня об этих 4х опорах успешной адаптации, выслушайте своего ребенка, просящегося обратно домой. Любой, а тем более маленький человек, неуслышанный вовремя, автоматически усиливает эмоции и звук, пытаясь докричаться и достучаться. Лучше будет предупредить эти реакции и чутко выслушать первые, иногда негромкие, просьбы. Может быть, во время слушания найдутся ответы на эти 4 вопроса. Либо задайте их аккуратно и ненавязчиво, например так:

  1. Сколько ребят тебе нравятся в программе (смене, комнате, отряде). Тут можно подробнее выяснить почему именно эти ребята нравятся, что в них интересного и веселого.
  2. У тебя уютная кровать (подушка, одеяло)?
  3. А на завтраке и ужине что вкусное сегодня давали?
  4. Как ты считаешь, у вас есть добрые вожатые?

Собранную историю можно будет потом обсудить с вожатым, а пока постарайтесь донести ребенку, что так бывает вначале, пока непривычно, и эти чувства пройдут, как, тучки после сильного дождя. Договоритесь с ребенком на 2−3 дня подождать, и пообещайте совершенно искренне и честно, что если это не пройдет, то поедете домой вместе.

А теперь «Секретный план» на эти 2−3 дня:

Получить союзника в лице вожатого или какого-то дополнительного взрослого, кто будет вашим доверенным лицом в лагере.

Этот человек будет поддерживать ребёнка во всех сложных ситуациях (выясненных выше).

Какие вопросы надо задать и обсудить с доверенным лицом:

  • когда становится грустно ребёнку (в лагере/дома)
  • сколько друзей у него, с кем и как он контактирует (в лагере/дома)
  • что любит кушать и всё ли съедает. Как проходит принятие еды, как ребёнок ведёт себя во время еды, ест спокойно с аппетитом, либо от чего-то отказывается, «перебирает» продукты. (в лагере/дома)
  • как засыпает и как просыпается. Просит ли побыть рядом в эти ключевые моменты (в лагере/дома)
  • чему ребёнок радуется, от какой деятельности получает удовольствие, улыбается, когда выглядит счастливым (в лагере/дома)

Расскажите вожатым весь этот необходимый материал, используя который можно пойти двумя путями: либо добавить тех действий, которые вызывают положительные эмоции у ребёнка. И второй вариант — уделять больше заботливого внимания в тех точках, где ребёнку грустно, некомфортно. Там, где он теряется. Договоритесь с доверенным лицом об этих вариантах и поддерживайте связь.

Как правило адаптация после 2×3х дней заканчивается, и ребёнок начинает получать удовольствие от лагеря, общения с друзьями, приобретает новые навыки. Мозг с легкостью формирует их, когда перестают поступать сигналы о дискомфорте.

Ребёнок начинает верить, что находится в спокойной, безопасной, дружелюбной атмосфере, где ему рады, где он нужен и важен. «Включается» интерес, творчество, любопытство и начинается насыщенная жизнь в лагере.

При трудной адаптации, несмотря на все предпринятые действия, на протяжении 3−5 дней. Благоприятнее принять решение, которое будет наилучшим для ребенка и его благополучия.

Иногда бывают такие случаи, когда ребенок не готов идти на компромиссы, только потому, что он просто не готов что-то менять в своей жизни настолько резко, насколько предложено условиями. В этом случае стоит принять решение о возвращении домой чтобы не закрепить чувства грусти, покинутости, а усилить поддерживающие, родительское отношение. Обсудите с вожатыми и руководством лагеря, может быть ваш сын или дочь будут готовы делать какие-то задания из лагеря дома. В этой трудной ситуации важный момент в том, чтобы потом вернуться, к завершению смены, в лагерь на день. Было бы очень хорошо приехать в конце на закрытие смены, на праздник вместе с родителями (по возможности) чтобы осталось впечатление о радости и празднике. Тогда на следующий год будет гораздо проще адаптироваться.

Дети и взрослые все разные и невозможно предложить одинаковые стратегии и пользоваться ими как «волшебной палочкой». Поэтому мы перечислили практические, основные стратегии и что-то подойдет именно Вам. Выбор стратегии остаётся в первую очередь за педагогическим коллективом, за инструктором, сопровождающим ребёнка, и родителем. Выбор стратегии должен соответствовать проблеме ребёнка и типу его характера. А обсуждение возможных вариантов действий с педагогическим персоналом — залог более широкого взгляда на проблему. Открытость к диалогу и совместный поиск правильного решения даст продуктивные результаты и вселит уверенность и в вашего ребенка, дети подражают нам, взрослым, на неосознаваемом, глубинном уровне, так придумала природа.

Перезвоните мне