Москва, Нижний Кисельный пер-к, д. 5/23, стр. 1, офис 306
Адаптация начинается еще задолго до поездки. Важно изучить реакции ребенка на преодоление трудностей, узнать, какие он использует механизмы, копинг-стратегии (привычки поступать с определенными ситуациями определенным образом) и стратегии преодоления трудностей. У родителей для этого разные возможности во времени, желаниях и силах. В среднем месяц подготовки дает результат реактивной адаптации в лагере.
Приведу пример копинг-стратегий и стратегий преодоления трудностей: ребенок захотел и начал делать первые шаги. Тут всегда рядом очень внимательный, бдительный взрослый. Или ребенок первый раз пытается ехать сам на велосипеде. Родители, находясь рядом, в эти моменты тоже испытывают схожие чувства: повышенная концентрация внимания, радость, тревога, волнение. Это стратегии родителей в трудных для ребенка ситуациях.
Особенности адаптации детей в лагере
К адаптации в детском лагере стоит отнестись подобным образом и использовать уже имеющуюся у вас стратегию.
Что именно может включать в себя подготовка? Естественно, это будет обсуждение предстоящей поездки. Для ребенка поездка, предстоящая в первый раз, — это что-то заоблачное, неизвестное. Это только его фантазии, так как еще не было подобного опыта. Дети превосходно считывают эмоции и относятся к незнакомым вещам «через опыт взрослого». Например, учась ходить, ребенок смотрит на взрослого и его реакцию. Сделал шаг — все обрадовались, упал — спокойно подняли, либо дали время встать самому. Малыш смело повторяет радостное для взрослых занятие.
Какую вашу копинг-стратегию считывает и присваивает ребенок? Ту, которую постоянно демонстрируют взрослые. Поэтому адаптация ребенка — это сначала хорошая подготовка родителей.
Периоды адаптации
Период стабилизации эмоционального состояния
Новые исследования подтвердили гипотезу генетической передачи тревожности. Дополнив уже известный механизм передачи «считываю с другого» и «присваиваю себе», часто это происходит неосознанно. Учитывая эти данные, дети тревожных родителей находятся в зоне риска. Задача взрослых — научить распознавать трудности и справляться с этими состояниями. Но как? Если далеко не каждый взрослый может сказать: «Я сейчас тревожусь о том-то и знаю, что с этим делать».
Ниже приведу план адаптации, а именно — работы с трудностями и тревожностью. А пока переходим ко второму периоду.
Период использования возможности принимать решения самостоятельно.
Это способ управления непредсказуемым, беря его под контроль. В лагере ребенок будет чувствовать себя уверенно, уже умея принимать самостоятельные решения. Будет здорово, если за некоторое время ребенок потренируется принимать дома самостоятельные решения, соответствующие его возрасту. Это вызовет много вопросов со стороны родителей. Что значит принять самостоятельное решение? Может ли человек, например, в 9 лет принимать самостоятельные решения и насколько широта этих решений разрешена, допустима и безопасна дома. Например, начнем с базовых. Когда ребенок в 7 лет говорит: «Я хочу есть» или «Я не хочу есть», это уже принятие решения. Да, конечно, это базовая функция — потребность в пище, но ее порой ограничивают.
Мама, я сам!
Итак, вы возвращаете ребенку способность контролировать себя и принимать решения самостоятельно. Вспомните период 3-х лет: «Я сам!». Этой тренировкой мы создаем условия для развития префронтальной коры мозга. Префронтальная кора отвечает за принятие решений, возможность контролировать себя. Ее активность снижает чувство тревоги и стресса. Так называемая ось стресса не включается тогда, когда активно работает префронтальная кора мозга. Парадокс: развивая префронтальную кору, мы снижаем стресс. Если не уделять внимание ее развитию и отдаться воле обстоятельств, то в этом случае эволюция возьмет верх, и будет наиболее активна ось стресса, которая отвечает исключительно за выживание. Например, человек справился со стрессом, выжил и развился. Выжил и развился настолько, насколько у него есть возможный потенциал для этого. Что же делать со стрессом? Полезен он, нужен или не нужен? Что делать со своей тревожностью и тревожностью ребенка?
Ниже мы предлагаем пошаговую схему. Обращаем внимание, что ее можно видоизменять так, как вам хочется. Лучшие эксперты в своей семье и в своей жизни — это вы сами. Возникшие вопросы направляйте по адресу nadezdashubina@gmail.com. Это поможет снизить нагрузку на вас в период подготовки к лагерю. Обратите внимание: далеко не каждая детская организация уделяет адаптации важное место и готова сотрудничать с родителями в этом ключе.
План адаптации перед поездкой
Родительский вариант
Стресс, самая стрессовая вещь в мире. Соня Люпин из Центра исследований стресса придумала удобный акроним для того, что привносит стресс в нашу жизнь, — N.U.T.S.:
Novelty Новизна — что-то, чего вы не испытывали прежде.
Unpredictability Непредсказуемость — то, чего вы не могли даже предположить.
Threat to the ego Угроза вашему эго — ваша безопасность или компетентность поставлены под сомнение.
Sense of control Чувство контроля — когда вы ощущаете, что не можете контролировать ситуацию (частично или полностью).
Обнаружили у себя какое-то из этих состояний? Тогда читайте дальше и будьте готовы, что все будет хорошо!
План адаптации содержит упражнения для «каждой буквы орехов» (перевод на русский слова nuts, из которого образована аббревиатура, — орехи). Если какое-то упражнение не подходит вам и вашему ребенку, постарайтесь придумать свое для этой же «буквы» или можете написать запрос в «Робинзонаду».
Новизна — что-то, чего вы не испытывали прежде.
Что будет нового в лагере? Новые друзья, новая комната, новые взрослые рядом, новый распорядок дня. Это уже три или четыре пункта первой буквы «орехов» стресса. Что можно с этим сделать до лагеря дома: - для кого-то новая комната, новая постель, новая обстановка может быть тоже условием стресса. Отпуская детей ночевать к друзьям или бабушке, вы даете хорошую тренировку перед лагерем. Хорошо, если есть кто-то из друзей ребенка, с кем он сможет вместе поехать отдыхать; - новизна может заключаться в новых делах, непривычных ребенку. Таких, например, как самостоятельное складывание своих вещей или самостоятельный выбор одежды. Еще дома передайте эту ответственность выбора и контроля. В 7−8 лет совершенно не сложно подготовиться к этому испытанию заранее; - новые взрослые. Все инструкторы проходят школу инструкторов «Робинзонады» и знают, как снизить стресс ребенка. Поэтому «новыми взрослыми» они будут только первые день или два. Дальше они становятся старшими товарищами, друзьями по приключениям. Это отличительная особенность всех программ «Робинзонады».
Непредсказуемость — то, чего вы не могли даже предположить.
Вторая «буква орехов» стресса и снижения адаптации. Все, что происходит неожиданно для взрослых, неожиданно и для ребенка. Неважно, в каком вы возрасте — непредсказуемость создает стресс. Умение справляться с событиями, которых мы не ждем и о которых мы не думали, снижает этот стресс. Используйте следующие фразы: - «Мы с этим справимся»; - «Все в порядке»; - «Планы существуют, чтобы их менять»; - «О, что-то новенькое! Интересно, что тут можно сделать».
Помните, что интерес и любопытство снижают чувство тревожности.
В лагере из непредсказуемого в первую очередь могут быть отношения с другими детьми. Трудно прогнозировать реакции незнакомого ребенка. Чтобы перекрыть этот вопрос, обученные инструкторы умеют справляться с такими ситуациями. Программа содержит много методов командообразования, предотвращающих непредсказуемость в поведении детей.
Дома предупредите сына или дочку: если случается что-то непредсказуемое, с чем ребенок не может справиться, то он всегда может обратиться к инструктору. Например: - с кем-то поругались; - что-то волнует, тревожит; - если та девочка или тот мальчик посмотрел как-то не так, и это не дает покоя.
Обычно инструкторы сразу видят ситуацию внутри коллектива и предупреждают ее, не давая развиться межличностным не экологичным отношениям между детьми.
Все программы «Робинзонады» четко спланированы. И это является залогом того, что непредсказуемость будет существенно снижена, а соответственно, и уровень стресса у ребенка.
Угроза вашему эго — ваша безопасность или компетентность поставлены под сомнение.
Снова речь о спорах между детьми. Как к этому подготовиться дома? Покажите сыну или дочке, что можно задавать вопросы: «А почему так? А почему ты так считаешь? Почему ты именно это сделал (а)?». Спрашивайте в любой легкой деятельности, например, когда он (а) моет посуду: «Почему ты помыл (а) чашку именно так?». Дождитесь объяснения терпеливо, спокойно. Пусть расскажет, почему это именно так. Если захочет! Даже в такой мелочи, как помыть чашку, человек отстоит свое решение. Опять же, это развитие префронтальной коры.
«Да, ты сделал (а) правильно» или «Нет, ты сделал (а) неправильно». «Почему ты сделал (а) неправильно, как считаешь?». «Нет ничего страшного, что ты сделал (а) что-то неправильно. Смотри, теперь ты знаешь, что это неправильно, и знаешь, как сделать правильно». Такие вопросы помогают легче относиться к ошибкам, уметь принимать критику и обсуждать возникшие проблемы. Такие беседы всегда пойдут в плюс, всегда выделят сильные стороны человека вне зависимости от возраста.
Очень хорошо задавать вопросы: «А что бы ты хотел (а)?», «А как бы ты это сделал (а)?». Этими вопросами мы укрепляем эго ребенка. Даже если он не знает, чего хочет, то задумается. И это будет хороший первый шаг. Как-нибудь потом ребенок вам обязательно об этом скажет. Когда он научится об этом говорить, он это скажет и другому ребенку в случае конфликтной ситуации. Либо справится с конфликтной ситуацией, призвав третью сторону — взрослого инструктора. Если к тому времени инструктор будет еще не в курсе этой ситуации.
Чувство контроля — когда вы ощущаете, что не можете контролировать ситуацию (частично или полностью).
Дома полезно научить ребенка обращаться за помощью. Например, словами: «Мама, я не знаю, что с этим делать, помоги мне, пожалуйста». На этот вопрос хорошо выразить поддержку, а не сказать: «Иди и разбирайся сам».
Ребенок расстраивается и говорит: «Я не знаю, как сделать, я не знаю, как решить вот этот квест, задачу или что-то еще. Я не справляюсь, я не знаю, что с этим делать». Дайте положительную реакцию, какую сможете. К вам пришли за помощью. Научите тому, что помощь получать безопасно. Фразы вроде: «В твоем возрасте я это делала самостоятельно» и подобные лишают ребенка опоры.
Имея опыт помощи и участия, девочке или мальчику будет гораздо легче обратиться за помощью к инструктору. Он (а) будет точно знать, что те, кто старше, знают, что делать, и контролируют ситуацию, в которой он (а) пока сам (а) не разбирается.
Домашний период адаптации может длиться столько, сколько у вас есть на это времени и сил. Обычно младший возраст детей требует более длительного периода.
Важно! Домашний период адаптации — это работа родителей над собой ради дальнейшего будущего. И это не самая сложная работа! Жизнь в лагере — это уже тренировка того, чему вы научились вместе с ребенком. Тренировка самостоятельная, но все же под прикрытием опытных инструкторов.
Адаптация начинается еще задолго до поездки. Важно изучить реакции ребенка на преодоление трудностей, узнать, какие он использует механизмы, копинг-стратегии (привычки поступать с определенными ситуациями определенным образом) и стратегии преодоления трудностей. У родителей для этого разные возможности во времени, желаниях и силах. В среднем месяц подготовки дает результат реактивной адаптации в лагере.
Приведу пример копинг-стратегий и стратегий преодоления трудностей: ребенок захотел и начал делать первые шаги. Тут всегда рядом очень внимательный, бдительный взрослый. Или ребенок первый раз пытается ехать сам на велосипеде. Родители, находясь рядом, в эти моменты тоже испытывают схожие чувства: повышенная концентрация внимания, радость, тревога, волнение. Это стратегии родителей в трудных для ребенка ситуациях.
Особенности адаптации детей в лагере
К адаптации в детском лагере стоит отнестись подобным образом и использовать уже имеющуюся у вас стратегию.
Что именно может включать в себя подготовка? Естественно, это будет обсуждение предстоящей поездки. Для ребенка поездка, предстоящая в первый раз, — это что-то заоблачное, неизвестное. Это только его фантазии, так как еще не было подобного опыта. Дети превосходно считывают эмоции и относятся к незнакомым вещам «через опыт взрослого». Например, учась ходить, ребенок смотрит на взрослого и его реакцию. Сделал шаг — все обрадовались, упал — спокойно подняли, либо дали время встать самому. Малыш смело повторяет радостное для взрослых занятие.
Какую вашу копинг-стратегию считывает и присваивает ребенок? Ту, которую постоянно демонстрируют взрослые. Поэтому адаптация ребенка — это сначала хорошая подготовка родителей.
Периоды адаптации
Период стабилизации эмоционального состояния
Новые исследования подтвердили гипотезу генетической передачи тревожности. Дополнив уже известный механизм передачи «считываю с другого» и «присваиваю себе», часто это происходит неосознанно. Учитывая эти данные, дети тревожных родителей находятся в зоне риска. Задача взрослых — научить распознавать трудности и справляться с этими состояниями. Но как? Если далеко не каждый взрослый может сказать: «Я сейчас тревожусь о том-то и знаю, что с этим делать».
Ниже приведу план адаптации, а именно — работы с трудностями и тревожностью. А пока переходим ко второму периоду.
Период использования возможности принимать решения самостоятельно.
Это способ управления непредсказуемым, беря его под контроль. В лагере ребенок будет чувствовать себя уверенно, уже умея принимать самостоятельные решения. Будет здорово, если за некоторое время ребенок потренируется принимать дома самостоятельные решения, соответствующие его возрасту. Это вызовет много вопросов со стороны родителей. Что значит принять самостоятельное решение? Может ли человек, например, в 9 лет принимать самостоятельные решения и насколько широта этих решений разрешена, допустима и безопасна дома. Например, начнем с базовых. Когда ребенок в 7 лет говорит: «Я хочу есть» или «Я не хочу есть», это уже принятие решения. Да, конечно, это базовая функция — потребность в пище, но ее порой ограничивают.
Мама, я сам!
Итак, вы возвращаете ребенку способность контролировать себя и принимать решения самостоятельно. Вспомните период 3-х лет: «Я сам!». Этой тренировкой мы создаем условия для развития префронтальной коры мозга. Префронтальная кора отвечает за принятие решений, возможность контролировать себя. Ее активность снижает чувство тревоги и стресса. Так называемая ось стресса не включается тогда, когда активно работает префронтальная кора мозга. Парадокс: развивая префронтальную кору, мы снижаем стресс. Если не уделять внимание ее развитию и отдаться воле обстоятельств, то в этом случае эволюция возьмет верх, и будет наиболее активна ось стресса, которая отвечает исключительно за выживание. Например, человек справился со стрессом, выжил и развился. Выжил и развился настолько, насколько у него есть возможный потенциал для этого. Что же делать со стрессом? Полезен он, нужен или не нужен? Что делать со своей тревожностью и тревожностью ребенка?
Ниже мы предлагаем пошаговую схему. Обращаем внимание, что ее можно видоизменять так, как вам хочется. Лучшие эксперты в своей семье и в своей жизни — это вы сами. Возникшие вопросы направляйте по адресу nadezdashubina@gmail.com. Это поможет снизить нагрузку на вас в период подготовки к лагерю. Обратите внимание: далеко не каждая детская организация уделяет адаптации важное место и готова сотрудничать с родителями в этом ключе.
План адаптации перед поездкой
Родительский вариант
Стресс, самая стрессовая вещь в мире. Соня Люпин из Центра исследований стресса придумала удобный акроним для того, что привносит стресс в нашу жизнь, — N.U.T.S.:
Novelty Новизна — что-то, чего вы не испытывали прежде.
Unpredictability Непредсказуемость — то, чего вы не могли даже предположить.
Threat to the ego Угроза вашему эго — ваша безопасность или компетентность поставлены под сомнение.
Sense of control Чувство контроля — когда вы ощущаете, что не можете контролировать ситуацию (частично или полностью).
Обнаружили у себя какое-то из этих состояний? Тогда читайте дальше и будьте готовы, что все будет хорошо!
План адаптации содержит упражнения для «каждой буквы орехов» (перевод на русский слова nuts, из которого образована аббревиатура, — орехи). Если какое-то упражнение не подходит вам и вашему ребенку, постарайтесь придумать свое для этой же «буквы» или можете написать запрос в «Робинзонаду».
Новизна — что-то, чего вы не испытывали прежде.
Что будет нового в лагере? Новые друзья, новая комната, новые взрослые рядом, новый распорядок дня. Это уже три или четыре пункта первой буквы «орехов» стресса. Что можно с этим сделать до лагеря дома: - для кого-то новая комната, новая постель, новая обстановка может быть тоже условием стресса. Отпуская детей ночевать к друзьям или бабушке, вы даете хорошую тренировку перед лагерем. Хорошо, если есть кто-то из друзей ребенка, с кем он сможет вместе поехать отдыхать; - новизна может заключаться в новых делах, непривычных ребенку. Таких, например, как самостоятельное складывание своих вещей или самостоятельный выбор одежды. Еще дома передайте эту ответственность выбора и контроля. В 7−8 лет совершенно не сложно подготовиться к этому испытанию заранее; - новые взрослые. Все инструкторы проходят школу инструкторов «Робинзонады» и знают, как снизить стресс ребенка. Поэтому «новыми взрослыми» они будут только первые день или два. Дальше они становятся старшими товарищами, друзьями по приключениям. Это отличительная особенность всех программ «Робинзонады».
Непредсказуемость — то, чего вы не могли даже предположить.
Вторая «буква орехов» стресса и снижения адаптации. Все, что происходит неожиданно для взрослых, неожиданно и для ребенка. Неважно, в каком вы возрасте — непредсказуемость создает стресс. Умение справляться с событиями, которых мы не ждем и о которых мы не думали, снижает этот стресс. Используйте следующие фразы: - «Мы с этим справимся»; - «Все в порядке»; - «Планы существуют, чтобы их менять»; - «О, что-то новенькое! Интересно, что тут можно сделать».
Помните, что интерес и любопытство снижают чувство тревожности.
В лагере из непредсказуемого в первую очередь могут быть отношения с другими детьми. Трудно прогнозировать реакции незнакомого ребенка. Чтобы перекрыть этот вопрос, обученные инструкторы умеют справляться с такими ситуациями. Программа содержит много методов командообразования, предотвращающих непредсказуемость в поведении детей.
Дома предупредите сына или дочку: если случается что-то непредсказуемое, с чем ребенок не может справиться, то он всегда может обратиться к инструктору. Например: - с кем-то поругались; - что-то волнует, тревожит; - если та девочка или тот мальчик посмотрел как-то не так, и это не дает покоя.
Обычно инструкторы сразу видят ситуацию внутри коллектива и предупреждают ее, не давая развиться межличностным не экологичным отношениям между детьми.
Все программы «Робинзонады» четко спланированы. И это является залогом того, что непредсказуемость будет существенно снижена, а соответственно, и уровень стресса у ребенка.
Угроза вашему эго — ваша безопасность или компетентность поставлены под сомнение.
Снова речь о спорах между детьми. Как к этому подготовиться дома? Покажите сыну или дочке, что можно задавать вопросы: «А почему так? А почему ты так считаешь? Почему ты именно это сделал (а)?». Спрашивайте в любой легкой деятельности, например, когда он (а) моет посуду: «Почему ты помыл (а) чашку именно так?». Дождитесь объяснения терпеливо, спокойно. Пусть расскажет, почему это именно так. Если захочет! Даже в такой мелочи, как помыть чашку, человек отстоит свое решение. Опять же, это развитие префронтальной коры.
«Да, ты сделал (а) правильно» или «Нет, ты сделал (а) неправильно». «Почему ты сделал (а) неправильно, как считаешь?». «Нет ничего страшного, что ты сделал (а) что-то неправильно. Смотри, теперь ты знаешь, что это неправильно, и знаешь, как сделать правильно». Такие вопросы помогают легче относиться к ошибкам, уметь принимать критику и обсуждать возникшие проблемы. Такие беседы всегда пойдут в плюс, всегда выделят сильные стороны человека вне зависимости от возраста.
Очень хорошо задавать вопросы: «А что бы ты хотел (а)?», «А как бы ты это сделал (а)?». Этими вопросами мы укрепляем эго ребенка. Даже если он не знает, чего хочет, то задумается. И это будет хороший первый шаг. Как-нибудь потом ребенок вам обязательно об этом скажет. Когда он научится об этом говорить, он это скажет и другому ребенку в случае конфликтной ситуации. Либо справится с конфликтной ситуацией, призвав третью сторону — взрослого инструктора. Если к тому времени инструктор будет еще не в курсе этой ситуации.
Чувство контроля — когда вы ощущаете, что не можете контролировать ситуацию (частично или полностью).
Дома полезно научить ребенка обращаться за помощью. Например, словами: «Мама, я не знаю, что с этим делать, помоги мне, пожалуйста». На этот вопрос хорошо выразить поддержку, а не сказать: «Иди и разбирайся сам».
Ребенок расстраивается и говорит: «Я не знаю, как сделать, я не знаю, как решить вот этот квест, задачу или что-то еще. Я не справляюсь, я не знаю, что с этим делать». Дайте положительную реакцию, какую сможете. К вам пришли за помощью. Научите тому, что помощь получать безопасно. Фразы вроде: «В твоем возрасте я это делала самостоятельно» и подобные лишают ребенка опоры.
Имея опыт помощи и участия, девочке или мальчику будет гораздо легче обратиться за помощью к инструктору. Он (а) будет точно знать, что те, кто старше, знают, что делать, и контролируют ситуацию, в которой он (а) пока сам (а) не разбирается.
Домашний период адаптации может длиться столько, сколько у вас есть на это времени и сил. Обычно младший возраст детей требует более длительного периода.
Важно! Домашний период адаптации — это работа родителей над собой ради дальнейшего будущего. И это не самая сложная работа! Жизнь в лагере — это уже тренировка того, чему вы научились вместе с ребенком. Тренировка самостоятельная, но все же под прикрытием опытных инструкторов.