Москва, Нижний Кисельный пер-к, д. 5/23, стр. 1, офис 306
В любом возрасте, даже в 80 лет, человеку интересна именно та деятельность, которая находится в сфере его развития. Подросткам совершенно не интересно общение с дошкольниками, но дошкольники тянутся к старшим.
Как, кого и чем мотивировать, как формировать интерес к учебе? Ниже перечислим особенности мотиваций по возрастам, но сначала мы хотели бы вспомнить, что же это за понятие.
Мотивация (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Дошкольники
Ведущая деятельность в первое семилетие жизни — это игра и подражание. Мотивировать будем игрой и собственным примером. Все занятия, которые предложены под соусом «надо и должен», будут очень быстро отвергнуты, ребенок потеряет интерес. В его внутренних потребностях еще нет понятия «надо и должен» на уровне нейронных структур мозга, и, соответственно, эмоций, воли, мотивации, интереса для выполнения поставленной задачи. А если быть еще точнее, то они есть, но сформированы не в той степени, в которой запрашивает взрослый. Для наглядности: почему бы не заставить ребенка бегать вместо ползания в первый год жизни?
К концу первого семилетия уже можно научить человека математике (начальным знаниям из второго семилетия) и сделать это в игре. Математика — это не только сидение за учебниками, это в первую очередь движение, действие, игра.
Можно научить письму. Возьмем правописание и мелкие движения руки через сидение и скучное написание прописей. Задумывались ли вы, какая это мука для ребенка? А делает он эти трудные вещи исключительно из-за любви к вам и потому, что мы, взрослые, это очень просим. Что мы «транслируем» этим? Учеба — тяжкий труд, перешагивание через свои потребности. Тяжкий труд ради другого, ведь ребенку эти прописи не нужны, он хочет играть!
Но мы знаем, что можно иначе! Учеба — это интересно и весело. Разными красками, чернилами, песком, камешками выкладывать сначала большие, потом все меньшие и меньшие элементы букв из прописей. Удивите ребенка, трансформируйте элемент в сказочное существо или любимого героя. Его рисовать гораздо приятнее, чем непонятную строчку закорючек.
Сначала мы развиваем большие движения. Потом переходим с больших форм к маленьким и затем к «микроскопическим». Опытные педагоги всегда знают, как посредством игры научить таким простым элементам ребенка.
Дошкольники просто обожают ролевые игры. Разыгрывание мультиков может быть с элементами английского. Персонаж может говорить английские слова либо считать на английском. Очень важно участвовать учителю в этом процессе: направлять, структурировать, придерживаясь определенной, уже разработанной программы.
Заинтересованность в игре и искренность переживаемых взрослым эмоций запускают механизм подражания, копирования. Если интересно взрослому, значит, будет интересно и ребенку. Если взрослому неинтересно и он притворяется, то ребенок очень быстро «схватит» невербальные проявления и потеряет интерес к этой деятельности. Родителям приходится нести много нагрузки в разных жизненных сферах, и часто бывает не до искренних ролевых игр! Вот поэтому так важно выбирать учителя, инструктора, тренера — того взрослого, кто увлечет ребенка. Взрослого, который влюблен в свою тему, в предмет, в спорт.
Другой важный момент в дошкольном возрасте: ничто не бывает сразу, никогда не ждите быстрых результатов. Как семенам, посаженным в землю, нужно время, чтобы прорасти, так и ребенку нужно время, чтобы усвоить полученные знания и навыки. Например, покажите ребенку картины, а через пару недель сводите сына/дочь посмотреть именно эти картины, расскажите про них коротко, интересно. Проиграйте через неделю или месяц сцены, которые написаны на этих картинах. Нарисуйте что-то подобное, и, может быть, через какое-то время вы услышите от ребенка: «А помнишь, мы с тобой ходили, там было такое-то и такое-то, такие художники, а есть еще художники? Давай вот туда сходим снова?».
Мозг развивается постепенно, расширяя картину мира, наращивая нейронные связи на каждую определенную тему. Для любого капитального строительства нужны материалы (вещества), своевременные поставки (питание), квалифицированные рабочие (химические процессы) и время!
Если информации слишком много в короткий срок, тогда она будет просто заблокирована и не успеет переработаться для создания надежных нейронных сетей. Временной информации очень много, она не попадает в надежное хранилище мозга. Происходят энергозатраты на ее временное хранение или утилизацию. Но если это повторится через какой-то промежуток, эти «временные файлы» будут становиться постоянными, все более и более насыщенными, обширными. Они будут закрепляться в нейронных сетях мозга.
Начальная школа
В начальной школе, в начале второго семилетия, все так же продолжается игра, как ведущая деятельность. Постепенно она угаснет, предоставив место мотивации подражания значимым взрослым и соревнованиям со сверстниками. Чем больше в это семилетие разных учителей, увлеченных своим предметом, тем шире будет открываться для ребенка мир интересов, деятельностей, возможностей.
Вторая функция в начальной школе помимо подражания — это социальная значимость, появление новых друзей. На этом этапе развития опора на интересы сверстников создает мотивацию к деятельности. Очень важно, чем интересуются друзья, чем делятся ребята друг с другом. Кажется удивительным, но если ценности и интересы группы детей лежат в сфере решения задачек, то они будут общаться и немного конкурировать именно в решении задач. Либо обсуждать рисование, если сфера интересов схожа. Ежели такое детское поведение вам не знакомо, не стоит грустить об упущенных возможностях. Интерес развивать можно в любое время и в любом возрасте. Начинается он с заинтересованного значимого взрослого.
Иногда родителям кажется, что их, к примеру, двенадцатилетний ребенок уже не нуждается во внимании и участии, выглядит самостоятельным. Эта иллюзия имеет место быть частично. Вашим вниманием и ненавязчивым участием дети очень дорожат, ценят его и глубоко маскируют, прячут, как самое ценное и очень значимое. Если вы способны говорить с ними на одном языке, разделять их ценности, выслушивать или хотя бы просто вместе дружно делать что-то, чем-то заниматься — это будет давать очень много сил ребенку и уверенности в себе. Это даст ощущение, что он важен не только в компании друзей, но важен среди старших взрослых. Родители готовы вкладывать в него время, силы, а не просто отдавать учителям, тренерам, инструкторам.
Подростки
С 14 лет и до 21 года с мотивацией творятся странные вещи. Даже те подростки, кто реагировал положительно на внешнюю мотивацию (когда делаешь что-то по воле кого-то или обстоятельств) полностью уходят в действия, подсказываемые им внутренней мотивацией.
Причиной тому становится пубертатный период. В этом возрасте возникает очень стойкая значимость общения со сверстниками, желание нравиться противоположному полу. Важно обмениваться мыслями, чувствами: нужно структурировать всю эту внутреннюю бурю. Соотнести ее с другими, понять свою нормальность. В этот период даже самые глубокие интроверты начинают делиться своими мыслями с одним или с двумя друзьями/подругами.
Это значит, что все силы организма направлены на преобразования, изменения, структурирование того внутреннего хаоса, который происходит в этот период. Где же здесь найти силы, энергию на учебу, сохранить мотивацию? Ответ снова лежит на поверхности. Пример: спортсмены юношеской сборной становились сильными, успешными призерами, благодаря влюбленности в коллег по команде. Умные мальчики обратят внимание на умную и красивую девочку. Им будет неинтересна красивая, но глупая. И наоборот.
Может мотивировать понимание, что предстоят выпускные экзамены и то, на какие результаты они будут сданы. Ведь всегда хочется выглядеть лучше в глазах важного для нас человека. Задача родителей — незаметно, ненавязчиво и планомерно формировать вокруг ребенка желаемый коллектив сверстников. Это может быть спортивное или научное общество, коллектив по интересам ребенка, туризм, поездки и приключения, тематические лагеря.
Что мешает детям учиться
Неуверенность в себе, депрессия, отсутствие доверия к учителям и родителям.
Формируются эти три кита долго и постепенно. Как раз с того момента, когда не дали ползать, а сказали бегать: «Надо, ты должен», «У нас в семье все бегали с 8 месяцев». Конечно, это грустное преувеличение, но, к сожалению, часто встречающееся.
Что испытывает ребенок в первый раз, когда:
получил задание сделать что-то обязательное, но ему это не по силам;
задание находится совершенно не в сфере развития (интересов, потребностей) его возраста.
Конечно же, сын или дочь начнут делать задание, ведь это нужно, ведь так сказали старшие. При этом они:
столкнутся с трудностями;
потеряют мотивацию и интерес.
Что произойдет во второй раз? Подросток:
возмутится;
будет лениться, хитрить или прокрастинировать.
Что произойдет в условный третий раз? Ребенок испытает:
бунт и отрицание;
самостоятельно выберет другую деятельность.
Выход из этого тупика — в самом его начале. При столкновении с трудностями родителям нужно быть рядом. Когда ребенок подаст знак о помощи, необходимо будет его поддержать, поучаствовать, направить, но не делать все за ребенка. А задания «на развитие» из следующего семилетнего этапа стоит мягко вплетать в жизнь, а не резко.
Сначала на трудности (в том числе и задачи по математике и физике, овладение новым языком и т. п.) смотрят как на веселое шоу с позиции зрителя. А далее очень многое зависит от тренера, учителя, воспитателя, родителя и выбранного пути, учебной программы.
Какие способы мотивации использовать
Важно использовать способы мотивации в соответствии с возрастом ребенка (развиваем внутреннюю мотивацию).
Внешняя мотивация — когда побуждают учиться желанием другого человека или обстоятельствами.
Есть еще и второстепенные виды внешней мотивации: мотивация страхом, принадлежностью, компетентностью, достижением, властью, отношением.
Эти виды мотивации очень хорошо работают, так как они основаны на базовых, важных для жизни аспектах. Когда «включается» выживание, у ребенка не хватает энергии на реализацию своих внутренних периодов развития. Все время идет реализация чьей-то внешней мотивации.
Как не стоит мотивировать ребенка
Самая первая ошибка, и на эти грабли наступают все родители без исключения, это брать инициативу на себя, занимать вертикальную позицию в отношениях с ребенком. Потом часто родители держатся за головы, говорят: «Я не знаю, что с ним делать. Он меня не слушает!». Это результат ошибки в мотивации. Ребенок не слушается, потому что-то, что от него требуют, совершенно не лежит в сфере его интересов. Сферу интересов ребенка мы формируем в первое и второе семилетие. Дальше мы уже не можем сильно влиять на сферу интересов ребенка, так как личность уже достаточно сформированная, все происходит самостоятельно.
Что делать, если ребенок утратил мотивацию
В первую очередь создать для него условия отдыха. Отследить, какие потребности у ребенка не соблюдаются. Сколько он спит, высыпается ли, какое качество питания, регулярность приемов пищи. Когда с базовыми, физиологическими потребностями все в порядке, далее обращаем внимание на социальные. С кем он общается, есть тревожность или нет, есть друзья или нет? Что происходит вокруг ребенка? Что в школе?
Утрата мотивации может быть следствием какой-то внутренней конфликтной ситуации. Создайте своему ребенку условия отдыха и безопасности. Придя в себя, ребенок, как правило, поделится, что бы ему хотелось и что интересно. По возможности не торопите его с этим ответом.
В любом возрасте, даже в 80 лет, человеку интересна именно та деятельность, которая находится в сфере его развития. Подросткам совершенно не интересно общение с дошкольниками, но дошкольники тянутся к старшим.
Как, кого и чем мотивировать, как формировать интерес к учебе? Ниже перечислим особенности мотиваций по возрастам, но сначала мы хотели бы вспомнить, что же это за понятие.
Мотивация (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Дошкольники
Ведущая деятельность в первое семилетие жизни — это игра и подражание. Мотивировать будем игрой и собственным примером. Все занятия, которые предложены под соусом «надо и должен», будут очень быстро отвергнуты, ребенок потеряет интерес. В его внутренних потребностях еще нет понятия «надо и должен» на уровне нейронных структур мозга, и, соответственно, эмоций, воли, мотивации, интереса для выполнения поставленной задачи. А если быть еще точнее, то они есть, но сформированы не в той степени, в которой запрашивает взрослый. Для наглядности: почему бы не заставить ребенка бегать вместо ползания в первый год жизни?
К концу первого семилетия уже можно научить человека математике (начальным знаниям из второго семилетия) и сделать это в игре. Математика — это не только сидение за учебниками, это в первую очередь движение, действие, игра.
Можно научить письму. Возьмем правописание и мелкие движения руки через сидение и скучное написание прописей. Задумывались ли вы, какая это мука для ребенка? А делает он эти трудные вещи исключительно из-за любви к вам и потому, что мы, взрослые, это очень просим. Что мы «транслируем» этим? Учеба — тяжкий труд, перешагивание через свои потребности. Тяжкий труд ради другого, ведь ребенку эти прописи не нужны, он хочет играть!
Но мы знаем, что можно иначе! Учеба — это интересно и весело. Разными красками, чернилами, песком, камешками выкладывать сначала большие, потом все меньшие и меньшие элементы букв из прописей. Удивите ребенка, трансформируйте элемент в сказочное существо или любимого героя. Его рисовать гораздо приятнее, чем непонятную строчку закорючек.
Сначала мы развиваем большие движения. Потом переходим с больших форм к маленьким и затем к «микроскопическим». Опытные педагоги всегда знают, как посредством игры научить таким простым элементам ребенка.
Дошкольники просто обожают ролевые игры. Разыгрывание мультиков может быть с элементами английского. Персонаж может говорить английские слова либо считать на английском. Очень важно участвовать учителю в этом процессе: направлять, структурировать, придерживаясь определенной, уже разработанной программы.
Заинтересованность в игре и искренность переживаемых взрослым эмоций запускают механизм подражания, копирования. Если интересно взрослому, значит, будет интересно и ребенку. Если взрослому неинтересно и он притворяется, то ребенок очень быстро «схватит» невербальные проявления и потеряет интерес к этой деятельности. Родителям приходится нести много нагрузки в разных жизненных сферах, и часто бывает не до искренних ролевых игр! Вот поэтому так важно выбирать учителя, инструктора, тренера — того взрослого, кто увлечет ребенка. Взрослого, который влюблен в свою тему, в предмет, в спорт.
Другой важный момент в дошкольном возрасте: ничто не бывает сразу, никогда не ждите быстрых результатов. Как семенам, посаженным в землю, нужно время, чтобы прорасти, так и ребенку нужно время, чтобы усвоить полученные знания и навыки. Например, покажите ребенку картины, а через пару недель сводите сына/дочь посмотреть именно эти картины, расскажите про них коротко, интересно. Проиграйте через неделю или месяц сцены, которые написаны на этих картинах. Нарисуйте что-то подобное, и, может быть, через какое-то время вы услышите от ребенка: «А помнишь, мы с тобой ходили, там было такое-то и такое-то, такие художники, а есть еще художники? Давай вот туда сходим снова?».
Мозг развивается постепенно, расширяя картину мира, наращивая нейронные связи на каждую определенную тему. Для любого капитального строительства нужны материалы (вещества), своевременные поставки (питание), квалифицированные рабочие (химические процессы) и время!
Если информации слишком много в короткий срок, тогда она будет просто заблокирована и не успеет переработаться для создания надежных нейронных сетей. Временной информации очень много, она не попадает в надежное хранилище мозга. Происходят энергозатраты на ее временное хранение или утилизацию. Но если это повторится через какой-то промежуток, эти «временные файлы» будут становиться постоянными, все более и более насыщенными, обширными. Они будут закрепляться в нейронных сетях мозга.
Начальная школа
В начальной школе, в начале второго семилетия, все так же продолжается игра, как ведущая деятельность. Постепенно она угаснет, предоставив место мотивации подражания значимым взрослым и соревнованиям со сверстниками. Чем больше в это семилетие разных учителей, увлеченных своим предметом, тем шире будет открываться для ребенка мир интересов, деятельностей, возможностей.
Вторая функция в начальной школе помимо подражания — это социальная значимость, появление новых друзей. На этом этапе развития опора на интересы сверстников создает мотивацию к деятельности. Очень важно, чем интересуются друзья, чем делятся ребята друг с другом. Кажется удивительным, но если ценности и интересы группы детей лежат в сфере решения задачек, то они будут общаться и немного конкурировать именно в решении задач. Либо обсуждать рисование, если сфера интересов схожа. Ежели такое детское поведение вам не знакомо, не стоит грустить об упущенных возможностях. Интерес развивать можно в любое время и в любом возрасте. Начинается он с заинтересованного значимого взрослого.
Иногда родителям кажется, что их, к примеру, двенадцатилетний ребенок уже не нуждается во внимании и участии, выглядит самостоятельным. Эта иллюзия имеет место быть частично. Вашим вниманием и ненавязчивым участием дети очень дорожат, ценят его и глубоко маскируют, прячут, как самое ценное и очень значимое. Если вы способны говорить с ними на одном языке, разделять их ценности, выслушивать или хотя бы просто вместе дружно делать что-то, чем-то заниматься — это будет давать очень много сил ребенку и уверенности в себе. Это даст ощущение, что он важен не только в компании друзей, но важен среди старших взрослых. Родители готовы вкладывать в него время, силы, а не просто отдавать учителям, тренерам, инструкторам.
Подростки
С 14 лет и до 21 года с мотивацией творятся странные вещи. Даже те подростки, кто реагировал положительно на внешнюю мотивацию (когда делаешь что-то по воле кого-то или обстоятельств) полностью уходят в действия, подсказываемые им внутренней мотивацией.
Причиной тому становится пубертатный период. В этом возрасте возникает очень стойкая значимость общения со сверстниками, желание нравиться противоположному полу. Важно обмениваться мыслями, чувствами: нужно структурировать всю эту внутреннюю бурю. Соотнести ее с другими, понять свою нормальность. В этот период даже самые глубокие интроверты начинают делиться своими мыслями с одним или с двумя друзьями/подругами.
Это значит, что все силы организма направлены на преобразования, изменения, структурирование того внутреннего хаоса, который происходит в этот период. Где же здесь найти силы, энергию на учебу, сохранить мотивацию? Ответ снова лежит на поверхности. Пример: спортсмены юношеской сборной становились сильными, успешными призерами, благодаря влюбленности в коллег по команде. Умные мальчики обратят внимание на умную и красивую девочку. Им будет неинтересна красивая, но глупая. И наоборот.
Может мотивировать понимание, что предстоят выпускные экзамены и то, на какие результаты они будут сданы. Ведь всегда хочется выглядеть лучше в глазах важного для нас человека. Задача родителей — незаметно, ненавязчиво и планомерно формировать вокруг ребенка желаемый коллектив сверстников. Это может быть спортивное или научное общество, коллектив по интересам ребенка, туризм, поездки и приключения, тематические лагеря.
Что мешает детям учиться
Неуверенность в себе, депрессия, отсутствие доверия к учителям и родителям.
Формируются эти три кита долго и постепенно. Как раз с того момента, когда не дали ползать, а сказали бегать: «Надо, ты должен», «У нас в семье все бегали с 8 месяцев». Конечно, это грустное преувеличение, но, к сожалению, часто встречающееся.
Что испытывает ребенок в первый раз, когда:
получил задание сделать что-то обязательное, но ему это не по силам;
задание находится совершенно не в сфере развития (интересов, потребностей) его возраста.
Конечно же, сын или дочь начнут делать задание, ведь это нужно, ведь так сказали старшие. При этом они:
столкнутся с трудностями;
потеряют мотивацию и интерес.
Что произойдет во второй раз? Подросток:
возмутится;
будет лениться, хитрить или прокрастинировать.
Что произойдет в условный третий раз? Ребенок испытает:
бунт и отрицание;
самостоятельно выберет другую деятельность.
Выход из этого тупика — в самом его начале. При столкновении с трудностями родителям нужно быть рядом. Когда ребенок подаст знак о помощи, необходимо будет его поддержать, поучаствовать, направить, но не делать все за ребенка. А задания «на развитие» из следующего семилетнего этапа стоит мягко вплетать в жизнь, а не резко.
Сначала на трудности (в том числе и задачи по математике и физике, овладение новым языком и т. п.) смотрят как на веселое шоу с позиции зрителя. А далее очень многое зависит от тренера, учителя, воспитателя, родителя и выбранного пути, учебной программы.
Какие способы мотивации использовать
Важно использовать способы мотивации в соответствии с возрастом ребенка (развиваем внутреннюю мотивацию).
Внешняя мотивация — когда побуждают учиться желанием другого человека или обстоятельствами.
Есть еще и второстепенные виды внешней мотивации: мотивация страхом, принадлежностью, компетентностью, достижением, властью, отношением.
Эти виды мотивации очень хорошо работают, так как они основаны на базовых, важных для жизни аспектах. Когда «включается» выживание, у ребенка не хватает энергии на реализацию своих внутренних периодов развития. Все время идет реализация чьей-то внешней мотивации.
Как не стоит мотивировать ребенка
Самая первая ошибка, и на эти грабли наступают все родители без исключения, это брать инициативу на себя, занимать вертикальную позицию в отношениях с ребенком. Потом часто родители держатся за головы, говорят: «Я не знаю, что с ним делать. Он меня не слушает!». Это результат ошибки в мотивации. Ребенок не слушается, потому что-то, что от него требуют, совершенно не лежит в сфере его интересов. Сферу интересов ребенка мы формируем в первое и второе семилетие. Дальше мы уже не можем сильно влиять на сферу интересов ребенка, так как личность уже достаточно сформированная, все происходит самостоятельно.
Что делать, если ребенок утратил мотивацию
В первую очередь создать для него условия отдыха. Отследить, какие потребности у ребенка не соблюдаются. Сколько он спит, высыпается ли, какое качество питания, регулярность приемов пищи. Когда с базовыми, физиологическими потребностями все в порядке, далее обращаем внимание на социальные. С кем он общается, есть тревожность или нет, есть друзья или нет? Что происходит вокруг ребенка? Что в школе?
Утрата мотивации может быть следствием какой-то внутренней конфликтной ситуации. Создайте своему ребенку условия отдыха и безопасности. Придя в себя, ребенок, как правило, поделится, что бы ему хотелось и что интересно. По возможности не торопите его с этим ответом.