Как научить ребенка быть уверенным в себе?

Уверенность — это слово, которое довольно часто, иногда несколько раз за день, можно услышать на работе, на улице, от учителей и знакомых. Почему такое большое место и внимание занимает это слово? Что имеется ввиду под словом уверенность? Что такое уверенность для взрослых и что такое уверенность для ребенка? Может быть, это самооценка, какая-то твердость характера или наличие плана по жизни? Все это и есть подводные части «айсберга Уверенности».
Дети, в отличие от взрослых, понимают слово уверенность совершенно по-своему и всегда это слово отождествляется для ребенка не с действиями, а с эмоциями. Это в первую очередь спокойствие, ребенок никогда не скажет, что уверенность — это стресс или что-то волнительное. Дети говорят, что уверенность — это приятное, спокойное состояние. «Мне хорошо» — говорят дети помладше.
В этой статье нам бы хотелось обратить ваше внимание на сильные стороны детей, их умение быть спокойными и уверенными в себе. А также показать, как мы, взрослые, помогаем детям находить собственную уверенность и оставаться в ней.
Как понять, что у ребенка проблемы с самооценкой?
Давайте сразу разделим два основных понятия: самооценка и уверенность. Зачастую, они смешиваются.
Уверенность — это набор индивидуальных навыков, развивающихся на основе индивидуальной структуры личности.
Самооценка — это то, как человека оценивают родители, значимые взрослые, со временем человек принимает эту оценку и начинает видеть себя их глазами.
Можно смело уверять, что самооценка формируется в первую очередь, когда взрослые начинают осыпать похвалой либо упреками ребенка, который уже начал понимать речь (примерно с двух лет). Дети от часто слышат: «Ты молодец!», «Ты хороший!» «Ты правильно сделал!» или «Как же ты мог!», «Так нельзя!», «Это плохо!». Эти восклицания-индикаторы формируют представление о жизни и месте ребенка в ней.
Из этих представлений в будущем складывается самооценка. Проблемы с самооценкой возникают, когда:
- негативных представлений в опыте больше
- плохие поступки и поведение ребенка выделяли и акцентировали на них внимание
- не уделяли внимания сильным чертам
- похвала была только словами, не была подкреплена участием родителя
Впоследствии результатом такого не умышленного взаимодействия являются: депрессия, апатия, отсутствие веры в себя, безынициативность, сложность наладить контакт с детьми в школе (в садике), либо большие сложности в подростковом возрасте, который, как зеркало отражает первое семилетие.
В итоге, если есть трудности у подростка в настоящей момент, то они, вероятно, несут в себе компонент неуверенности и нестабильной самооценки.
Причины детской неуверенности
Уверенность основывается на знании и понимание своих сильных и слабых сторон. Отсутствие или недостаточное понимание их является первой из причин, почему ребенок неуверенный.
Следующая причина — устное перечисление сильных сторон ребенка в отрыве от его действий. Когда слова не подкрепляются делами, это усиливает неуверенность, так как возникает разрыв между сказанным и сделанным.
Какие признаки указывают на неуверенность ребенка?
Знаете ли вы свои сильные стороны? Назовите сейчас хотя бы пять. А сильные стороны кого-то близких? Если ответ на этот вопрос не приходит или вызывает недоумение, тогда это первый признак того, что ваш ребенок будет неуверен в себе.
Ответьте себе на следующие вопросы:
- В чем силен ваш ребенок?
- В чем он хорош?
- Что он делает с интересом, с удовольствием и без того, чтобы вы его заставляли?
Второй признак — это наличие трудностей разного характера. Любые детские трудности (успеваемость, истерики, трудности общения со сверстниками) базируются на нехватке уверенности в себе, ребенку сложно почувствовать себя лидером.

Как научить ребенка быть уверенным
Хорошо если дети имеют представления о том, что такое воля, участвуют в групповых обсуждениях, имея свой личный голос, в том числе дома.
Эти навыки развиваются тогда, когда мы уходим от общего образовательного процесса, от исполнения образовательной программы и начинаем смотреть на ребенка, как на индивидуальность, как на того, кто он есть на самом деле. Либо помогаем ему раскрыть себя, используя различные, индивидуально подобранные педагогические методы.
Помочь развить индивидуальность могут внеклассные занятия или летние мероприятия в группе. Задумайтесь, что дают ребенку школьные или летние мероприятия помимо свободного времени для родителей? Например, после разговорного английского лагеря ребенку бывает проще в среде одноклассников, так как у него проявилось преимущество, новый навык, он прокачал свой английский. Он в нем уверен.
Как помочь мальчику быть увереннее в себе?
Разговор с мальчиками хорошо начать примерно в таком ключе: «Скажи пожалуйста, в чем твоя сила?» Про такое понятие, как сила мальчики зачастую сразу думают, что речь идет о мышцах и о поднятии тяжестей, силе удара и прочее. Тут стоит объяснить, что сила — это не только мышцы, но и уникальные таланты. Качества, которые делают нас сильными внутри.
Упражнение. Попросите ребенка на листе бумаги написать рукой, которой ребенок пишет, любое предложение. Затем попросите его написать то же самое другой рукой. На этом примере хорошо объяснить, что сильная сторона — это то, что у вас хорошо получается и легче дается. В данном случае письмо правой рукой (или левой) — это сильная сторона.
Сильные стороны дают силы, энергию, и как только вы узнаете свои сильные стороны, то будите чаще опираться на них и использовать их для быстрой учебы и хорошего состояния духа.
Второе. Спросите мальчика: «Скажи, что ты за человек?»
Обратите внимание, что вопрос «почему», как правило не приносит пользы. Например, если ваш ребенок любит скалолазание, то спросите: «Что именно тебе нравится в этой деятельности?» Если хотите у мальчика узнать про школу, то попробуйте задать вопрос не «Почему тебе не нравится школа?», а «Какого урока ты ждешь?», «Какой самый лучший урок в твоей школе?» или например, если мальчик любит шахматы, тогда спросите: «Что тебе дает игра в шахматы?» Поверьте, вы удивитесь ответам ваших детей. Используя эти ответы можно подобрать соответствующую интересам летнюю программу в лагере.
Как помочь девочке быть увереннее в себе?
Для девочки можно составить портфолио. Важно, чтобы на фото отражалось желаемое качество. Например, не рисунок, как результат работы, а ребенок рисующий рисунок. Либо какой-то спорт как деятельность и результат.
Обратите внимание, что на фотографии есть два составляющих — я и моя работа, это неотрывно друг от друга. Пусть это будет постоянное обновляемое портфолио. Это поможет отследить прогресс, насколько успешно идет продвижение.
Также можно соорудить мобиль или что-то подобное, куда ваш ребенок может поместить (в виде картинки) каждую из своих стильных сторон (это для детей помладше). Для девочек постарше можно создавать коллажи поместив фотографии и слова, отображающие сильные стороны девочки.
Хорошо отзываются девочки на семейные разговоры, с удовольствием участвуют в беседах. Во Время такой семейной дискуссии можно задавать вопросы: «Чем бы ты хотела заниматься в классе?», «Чем ты больше гордишься?», «Какому занятию ты хотела бы вернуться?», «Какой предмет больше всего нравится?».
Также можно делать что-то наподобие доски с желаемыми качествами. Статья, фотографии, с сильными сторонами важных для ребенка людей. Например: стойкость, проявленная гимнасткой, отзывчивость к восприятию мира у художника, чувство слога и ритма у музыканта. Цель этого всего не в том, чтобы сформировать у ребенка интерес к чему-то, а в том, чтобы найти и что-то уже ему интересное.
Как только, вы обнаруживаете хоть каплю любопытства — поощряйте. Предоставьте основные материалы, покажите с чего начать. Затем понаблюдайте некоторое время, есть ли интерес дальше к этому делу. Это важно почувствовать. И если интерес пропал — отойдите в сторону, есть еще много всего в мире. Найдутся в будущем интересные виды деятельности для вашего ребенка.
Разнообразие видов деятельности обычно широко представлено на детских мероприятиях, летних программах, лагерях и презентациях этих мероприятий. Рассмотрите эти варианты совместно с дочкой или побывайте на них, наблюдая, избегайте прямых вопросов, задавать прямые вопросы (нравится тебе это или нет) стоит только после наблюдения, и когда вы уже точно знаете, что получите ответ «да».

Какие методы воспитания негативно влияют на самооценку
- Следование только образовательной программе
- Отсутствия индивидуального подхода порождает потерянное чувство «собственного Я» ребенка
- Оценочная система воспитания развивает отсутствие понимания своих сильных сторон, поскольку ребенку приходится соответствовать некому негласному стандарту (либо не соответствовать). Слабые стороны покажет оценка, а развиваться выше зачастую нет мотивации пока ребенок находится внутри примитивной системы в 5 единиц. Очень жаль, что помимо высоких оценок, в табеле успеваемости остаются недооцененными и отходят на второй план такие сильные стороны ребёнка, как черты характера, умение общаться, личностные качества. Эта часть жизни не освещена в школьной педагогике и считается несущественной в стандартизированной системе образования
- Безоговорочное принятие, ограждение от трудностей, лишение самостоятельности и постоянная похвала искажают представление ребенка о себе и своих возможностях
Как вырастить ребенка уверенным в себе взрослым?
Развивая один навык за другим ребенок увеличивает уверенность в себе. Перевернулся, сел, пополз, встал, пошел, побежал. На этом этапе малыш радостный и уверенный в себе.
Задача взрослых — чувствовать, научить и помогать совершенствовать то, что интересно, нужно и хочется делать ребенку, как в примере с двигательной активностью. Каждые новые навыки дают основу для уверенности в себе. На этой основе формируется всё остальное, то, что помогает и способствует плавному переходу из детского сада в школу, из начальной школы в среднюю, старшую, в университет.
Уверенность в себе снижает стресс и это становится очень важным для ребенка, так как всегда есть знания о себе. У уверенных детей коммуникативные навыки развиты лучше, как и способность принимать решения, творчески выполнять задания в целом. Уверенность дает большее ощущение счастья для ребенка и для его окружающих. Так у известных спортсменов, врачей, музыкантов и математиков в детстве обнаружено одно общее сходство — выявленный и развитый интерес и талант. Эти качества, в непринужденной манере, всячески поддерживали их родители. И придерживались этого курса до того времени, пока дети сами не стали способны управлять своим развитием и совершенствовать навыки. И их уже не нужно было воспитывать.
Наблюдая ребенка с рождения, родители зачастую знают, что их сын или дочь любят, к чему они тянутся, кем они хотят стать и что им интересно. Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, в этом случае можно обратиться за диагностикой и узнать качества своего ребенка, его ключевые ресурсы.
Лучше всего если Вы ответите на эти вопросы сначала относительно себя: «Какие ваши сильные и слабые стороны?». Затем попросите кого-то сделать то же самое про вас.
Это важный и нужный совет для должного опыта взаимопонимания и для дальнейшего развития вашего ребенка. Дружелюбие, умение слушать или умение работать в команде, выдержка, доброта, а также это могут быть способности к музыке, актерскому мастерству, оригинальному мышлению. Обратите внимание, это не то, на что вы надеетесь, и чего вы желаете, а это то, что есть в ребенке, как отдельном от вас существе.
Как выявить ту деятельность, которая подходит вашему ребенку и которая является его ключевым ресурсом:
- Понаблюдайте есть ли в этом деле упорство? Насколько внимателен и сосредоточен на этом занятии ваш ребенок.
- Насколько это ему интересно, что он учит быстрее и легче?
- Сколько мотивации и энергии, активно ли участвует без похвалы со стороны взрослых и без направления взрослых.
- Насколько он считает это дело своим? Именно понимание, что это «мое дело», укрепляет уверенность в себе, усиливает потребность деятельности.
- Говорит ли ребенок об этой деятельности? Если ли интерес, волнение радость или гордость?
Ответы на эти вопросы помогут вам проанализировать и выявить любимые дела и интересы ребенка.
Развивать эти навыки, ключевые ресурсы ребенка, очень сложно словами. Это должна быть по большей части деятельность, приятная, веселая и увлекательная практика.
Если времени и сил у вас остается немного, прибегайте к помощи. Существуют мероприятия и выезды выходного дня. Это освободит вам выходные, а беседа до мероприятия и после него не должна быть мотивированием, а потом отчетом. Перед предстоящей поездкой выходного дня поинтересуйтесь у ребенка: «Почему бы ему хотелось поехать туда, что там для него такого интересного?» Если знаете, что ответ будет отрицательным, вернитесь к предыдущим пяти вопросам в поисках другой деятельности.
Часто бывает, что в силу отсутствия опыта ребенок не знает, то что ему нравится. Тогда на помощь придут недельные лагеря, с расширенной и разнообразной программой деятельности. Вожатые и психологи таких программ увидят и подчеркнут сильные стороны ребенка. А слабости и слабые стороны есть у каждого.
Не подчеркивайте детские слабости, так дети научаются видеть их у взрослых и будут со временем называть их вам. Зачем вызывать друг у друга неприятные ощущения, лучше обратить внимание на сильные стороны, найти области, где наибольший потенциал для достижения успеха.
Заключение
Иногда случаются непредвиденные трудности, и ребенку рано или поздно приходится преодолевать сложности разного уровня. Бывает, что сложности раскрывают в детях внутренние резервы, которые, в свою очередь, помогают им справиться с этими трудностями. Тогда, самое сильное качество характера помогает управлять своей судьбой.
Дети, которые понимают, ценят и используют свои ключевые ресурсы, зачастую вырастают более счастливыми и успешными. Не навязывая личное представление о сыновьях и дочерях, мы можем развивать именно их врожденные индивидуальные сильные стороны. А результатом успешных действий является настоящая уверенность, и важно, чтобы сам ребенок был создателем и главным действующим лицом, достигающим победы. Создание и осуществление цели — это путь, на котором есть радость, гордость, уверенность и еще что-то большее.
Напоследок, хочется сказать, что мы не должны устранять все трудности, окружающие детей, но можем в какой-то мере минимизировать их последствия, помогая детям становиться уверенными в себе.