Какой выбрать лагерь для ребенка в этом году?
— Добрый день! Я Щербаков Алексей, руководитель и основатель Клуба Путешественников Робинзонада. Наш Клуб занимается организацией активного детского отдыха. Организация детского отдыха — это моя профессия, я занимаюсь этим уже более 30 лет. Мы сегодня пригласили сюда для интервью человека, у которого есть некий пул вопросов, связанных с тем, как выбрать детский лагерь и организовать летний отдых для своего ребенка. Я представляю Таисию.
— Спасибо большое, Алексей. Спасибо большое, что позвали. Я решила пойти напрямую, напроситься к Вам как к человеку, который организовывает именно детский отдых. В этом году я решила подойти к этому вопросу более качественно. И отправить ребенка действительно в такое место, в котором ему бы было интересно, вот. Поэтому у меня есть ряд определенных вопросов. Самый главный вопрос: почему так дорого, и исходя из чего складывается эта цена?
— По сути, цена складывается из первого, базового посыла. Мы делаем очень качественный, хорошо организованный, развивающий, безопасный детский отдых. И вот когда мы все эти параметры начинаем отстраивать, соблюдать, то нам требуется подготовить продукт очень высокого качества. Первый формат, очень важный для нас, это число профессиональных взрослых, работающих с детьми. У нас оно один к пяти. Это означает, что на пять детей у нас есть один профессионально подготовленный работающий взрослый, который с ними бывает 24/7. Это очень важный момент. Ну и дальше за этим тянется все остальное. Мы не можем выбрать просто пансионат. Мы выбираем действительно очень хорошие места проведения программ. Почему? Они с экологической точки зрения должны быть хороши. Они должны быть хороши с точки зрения территории обустроенности, и безопасность. Они должны быть с точки зрения инфраструктуры хорошо подготовлены. Мало того, что там все есть, мы еще докупаем свое снаряжение, оборудование, чтобы делать вот эту вот деятельность детей очень насыщенной в соответствии с профилем программы: спортивная, туристическая, творческая, развивающая. У детей должно быть все под руками. Иначе никак. Плюс качественное питание. Мы просто понимаем, что раз высокая активность программы, мы не можем им просто дать какое-то питание. Это должно быть питание: а) качественное, б) детское, в) его должно быть просто много. Плюс ко всему получается, что мы в течение года готовим персонал, причем на высоком уровне. Это и Красный Крест, и специальные занятия, и переподготовка. Когда в палитру цены ты смотришь, то получается, что она возникает такая. Иначе мы должны где-то…
— Урезаться…
— Поступиться качеством. Это риск. Ведь, по сути, родители отправляют к нам самое дорогое. Поэтому вот такое качество требует такой цены.
— Вот я открыла Интернет и на просторах нашла огромное количество лагерей с разной ценовой политикой, с разными программами, но вот не знаю я, что выбрать. Что посоветуете как профессионал? На что нужно родителю обратить внимание перед отправкой ребенка в лагерь?
— Ну, тут ситуация такая. Знаете, как обычно раньше говорили? Какой самый лучший вуз в вашем городе? Я отвечу очень просто: самый лучший вуз — это тот, у которого самая длинная история. Именно история определяет, скажем так, то содержание, которое там есть. И это действительно стабильность и результат. Это первое. А дальше уже началось. Что мы можем посмотреть? В зависимости от ценовой политики понятно, что если крайне низкая цена, то о чем говорить? Если крайне высокая цена, то тоже мы ее отсекаем, потому что она нам не по карману. Остается цена, в которой мы находимся.
— Средний ценовой сегмент.
— Да, средняя цена. Еще раз, что бы я там смотрел: это опыт, который есть у тех, кто проводит этот лагерь, сколько они вообще на рынке существуют? Они вчера или у них все-таки какой-то бэкграунд? Это первое. Второе: конечно, отзывы. Отзывы, отзывы… Третье: я бы не постеснялся позвонить и поговорить. Четвертое: я бы попытался пообщаться с теми, кто там был. Это важный момент, но нынешние средства нам коммуникационные, в принципе, позволяют, способствуют этому. Я бы вот шел в такой логике. Ну, а дальше послушал бы свой внутренний посыл и, самое главное, уже дальше тоже бы, наверное, пообщался с ребенком, нравится ему вообще это или нет. Опыт, безопасность, интересные виды деятельности и дальше, что меня бы сильно волновало, это какие люди будут работать с ребенком. Кто они, откуда?
— То есть люди, которые подготовлены.
— Да, какова подготовка, ну это, в принципе, те вопросы, которые люди задают обычно.
— Алексей, скажите, зачем, в принципе, отправлять ребенка в лагерь?
— За развитием. Вы даете возможность ребенку развиваться. Это смена среды обитания, это социализация. Они учатся быть собой, с одной стороны, и сталкиваться с другими, которые под них не подстраиваются. Это очень важный момент будущей дружбы, коммуникации, если хотите, построения семьи. И, кстати, дружба потом складывается на многие годы. Поэтому, конечно, отправлять за счастьем. За счастьем быть самостоятельным и радоваться жизни. Вот так бы я еще сказал.
— Какие плюсы можно выделить для родителей конкретно, отправляя ребенка в лагерь?
— Они получают комфортную развивающую среду для ребенка. Получается, что ребенок возвращается наполненный эмоциями, дальше у него появляется опыт самостоятельной жизни, и для нас ценностями приоритетными, ну, это, кстати, к вопросу, чему мы учим наших инструкторов и наших руководителей, первый приоритет для них для всех, для взрослых, это создать возможность ребенку для самореализации, для саморазвития. Вот как раз этот самый ключ к развитию личности. Мы поддерживаем, культивируем вопросы вот этого внимания друг к другу, заботы, отзывчивости, готовности прийти на помощь, и когда это системно делается всеми и везде, то возникает очень комфортная дружеская среда. Вот это очень важно.
— То есть получается, что вы учите не только каждого ребенка самостоятельности, но и заботе о ближнем своем?
— По крайне мере, первая планерка всегда обычно посвящена, вот когда уже с детьми познакомились, посвящена тому, какие есть проблемы у детей, что кому некомфортно, каким ребятам нужно как-то больше уделить внимания, поддержки. Это первое и очень важное: комфортная, гуманная, такая заботливая среда.
— А вот вообще с какого возраста Вы рекомендуете отправлять ребенка в лагерь? В частности, вот в такой приключенческий, будем так говорить?
— Я бы сказал так: вообще на этот вопрос ответить себе может только сам родитель, сейчас объясню почему. Когда можно отправлять ребенка в лагерь? Когда и ребенок, и родитель готовы, ну, скажем так, к этому отрыву от гнезда. Очень важно все-таки, чтобы семья была готова к этому разрыву, потому что иногда получается, что родитель психологически не готов. Он звонит ребенку, переспрашивает, такая возможность есть.
— Да, кстати, вопрос со связью. Не возбраняется?
— Телефоны — пожалуйста. Звонить руководителю — пожалуйста. То, как это бывает в каких-то лагерях, типа отобрали этот телефон, закрыли в сейф…
— Только воспитателю звонить, больше никому! У нас такой опыт был.
— Вот это сразу стресс. Это сразу стресс, потому что все привыкли к этим девайсам, потому что там всё. Поэтому и для ребенка, ну, как можно оторвать? Возвращаясь к возрасту, все-таки когда он готов. Формат наших программ — это две недели.
— Хватает?
— Как правило, когда ребенок две недели в такой вот активности находится большой, ему потом нужна пауза, чтобы он просто с родителями пообщался, поговорил, рассказал им, вот это вот всё из него вышло как-то, передохнул.
— Ну, тогда вот такой главный для меня самый вопрос, после цены, понятное дело: это как выбрать программу по возрасту? Потому что на сайте у вас прописаны разные программы для детей от шести лет. Меня конкретно интересуют программы для детей от семи-восьми лет. Как выбрать программу по возрасту?
— Вам можно выбрать профиль программы. Вот у нас этих профилей, условно говоря, пять, я их просто перечислю: туристская, спортивная, творческая, досуговая и, такая, научно-познавательная. В любой из этих программ есть приключения.
— Алексей, правильно ли я понимаю, что ребенка любого пола, девочку и мальчика, можно отправить на любую из пяти программ и он найдет себе там достойное применение?
— Первое, что мы просим родителей сделать, это определиться с предпочтением ребенка. Что ему интересно? Туризм — прекрасно, спорт — отлично, кому-то — творчество, кому-то — какой-то познавательный аспект. И уже после этого, когда ребенок читает о программе, у нас это все представлено, смотрит, с родителями можно это пообсуждать, то определяется направление программы. После того, как направление программы определилось, вы уже можете беседовать с менеджером, что-то уточнять. Это не значит, что те, кто занимаются спортом, больше ничем не занимаются. У них есть и творческие вечера, и какие-то викторины, еще что-то, но просто акцент здесь больше. К примеру, у нас есть, условно говоря, программа «Башня героев», она проходит в Подмосковье, в лагере, и так далее и тому подобное, дети живут в корпусе, все нормально, но там они сражаются со злом, осваивают навыки фехтования и так далее и тому подобное. То есть это вот она такая — творческо-спортивной направленности такой вот, может быть. Есть специально для девочек модные программы, я говорил уже, «В джазе только девушки».
— При этом девочки с мальчиками контактируют, если, вот Вы говорите, что есть конкретно направление для девочек, где они развивают свои лучшие качества?
— В частности, вот такая программа, конечно, мальчики туда не идут. Мальчики идут на программу «Курс молодого бойца».
— А как же дискотеки совместные, что-то такое?
— Ну, дискотеки совместные, конечно. Но вот «Курс молодого бойца» — это что-то типа программы для мальчиков, но, с другой стороны, мы открыли формат, что там и девочки могут участвовать.
— То есть каждый занимается своими делами, своим развитием, но при этом каждый вечер, допустим, они где-то встречаются, или танцуют, или еще как-то?
— Не всегда так. Ребенок следует в логике программы, в первую очередь. Но это не значит, что она, там, замкнута на только десять человек и он ничего вокруг не видит.
— А как у ребенка вообще организован день?
— Подъем, зарядка по желанию, завтрак, какое-то время на то, чтобы прийти в себя, и дальше первая половина дня посвящена развивающим занятиям. У нас это обычно называется мастер-классы. Они могут быть разной направленности: творческие, креативные, спортивные, длятся обычно примерно около часа или сорок пять минут.
— Ребенок сам выбирает мастер-классы?
— Как правило, есть регламент. В зависимости от приключения эти мастер-классы уже заданы. И в первой половине дня у него есть расписание, ну, такой аналог мини-школы. Дальше обед, тихий час или игровой час, отдых, полдник, а после полдника как раз есть занятия по выбору, когда ребенок может что-то выбрать, что ему по душе, либо чем-то позаниматься, либо просто поиграть во что-то и так далее и тому подобное, или это купание, его тоже никто не отменял.
— Как раз хотела спросить.
— И в первой половине дня оно есть, если на море, и во второй половине дня тоже. Ну, и дальше после ужина какое-то вечернее творческое мероприятие, к нему есть подготовка. Обычно это такая творческая, тоже игровая логика. Ну, и традиционно полдник, после тихого часа полдник, а после ужина еще обычно у нас есть пятое питание, и уже после пятого питания, ну, это что-такое легкое на ночь, отбой.
— Как устроен быт детей и как организовано питание?
— Давайте с питания начну. Питание — это обязательно сбалансированное, разработанное и утвержденное в соответствующих инстанциях Роспотребнадзора, всегда в питании есть горячий завтрак, всегда в питании есть первое, второе и третье в обед, всегда ужин, на пятое питание что-то такое легкое, сладкое, булочки и так далее и тому подобное. Есть обязательно фрукты, они включены в полдник, в обед. Ну, то есть питание такое сбалансированное так, чтобы ребенок наелся. Мы не ограничиваем, есть добавка, то есть, пожалуйста, более взрослые дети или когда они начинают активно расти, добавка — значит добавка, нет проблем. Про проживание — с ним таким образом: в пансионате это, как правило, комната на три, иногда на четыре человека, как правило, трехместное проживание. В походах в палатках тоже там три человека в палатке, иногда четыре. Ну, такой формат мини. Да, если пансионат, то, как правило, три-четыре человека и у них обязательно свой санблок, санузел, то есть душ, туалет.
— А вот вопрос безопасности детей конкретно в таких условиях. Допустим, ребенок понимает, что вот, всё он сам за себя отвечает, а если он, там, поранится, не поранится, испугается?
— Мы же в игре находимся, да? В игре есть как бы вот границы игры и есть возможность всегда игру остановить. На условно необитаемом острове постоянно есть мониторинг, приезжают инструктора вот эти сопровождающие, это встроено в программу — встреча с ними, обмен впечатлениями. Дальше. Есть рация для экстренной связи, есть команда спасателей, которая тут же может прийти на помощь.
— К вопросу о медсанчасти. Сколько медиков вообще, в принципе, на каждой такой точке организовано?
— Врач есть на всех программах. Кроме того, есть всегда договор с медицинским учреждением, которое рядом расположено. Дальше. Дети приезжают в лагерь, и уже на моменте отправки есть врач, с ним родители могут дополнительно проговорить, когда приезжают в лагерь, есть медицинский осмотр. Это проходит с регулярностью с определенной. Если прошло какое-то приключение, дети приходят на медицинский осмотр, по жалобам, это вот такая отработанная система.
— После каждого приключения если ребенок идет к врачу, значит, ребенок уже на подкорку себе записывает: «Значит, что-то со мной не так»?
— Нет, это, на самом деле, не совсем так. Это говорит о том, что если ты прошел через какую-то достаточно серьезную деятельность, да, то неплохо бы понаблюдать за своим здоровьем. А тут профессиональный врач.
— Как космонавт!
— Да, совершенно верно, как космонавт.
— То есть получается, что на этапе, когда заключается договор, родитель составляет некую анкету на ребенка?
— Анкета есть, да. Она заполняется — с предпочтениями, с пожеланиями, с ограничениями, вплоть до того, что у нас на всех программах наших есть врачи, там есть специальные пожелания для врача, там есть какие-то у него там есть лекарства или что-то он принимает, то это, как правило…
— Передается тоже в лагерь.
— Да, да. Это передается не в лагерь, это передается врачу, и врач уже отслеживает, чтобы все там было.
— У меня вопрос по поводу специалистов, так как очень важно, чтобы ребенком действительно занимался человек, который, ну, не с улицы пришел, а который имеет некое профильное образование. Вот те люди, которые помогают вам в организации походов, ваши сотрудники, которые работают в фирме, все ли они имеют профильное образование и как вообще происходит, в принципе, процесс обучения?
— Во-первых, профильное образование приветствуется педагогическое, психологическое, и к нам приходят такие люди. И они у нас работают организаторами.
— Я прекрасно понимаю, что такое коллектив в 20 детей, например. У каждого из них свой склад характера, к каждому из них нужно найти подход. Я вот, в общем-то с этим посылом и спрашиваю у Вас, насколько у вас коллектив подготовлен?
— Как организовано у нас? Формат: на пять-семь детей у нас обязательно один есть компетентный взрослый. Дети объединяются в команды по 8−10 человек, там есть профессиональный взрослый, который прошел у нас соответствующую подготовку. Как правило, это студент педагогического или психологического вуза, прошедший обучение Красного Креста и специальную нашу школу вожатскую. Сейчас можно говорить, как вожатый, он называется у нас инструктор.
— В одной команде, получается, не больше десяти детей?
— Да, в одной команде не больше десяти детей, и на них есть постоянный их персональный вожатый или инструктор.
— Один?
— Один. Эти команды объединяются по три или по четыре и здесь у нас уже появляется руководитель вот этого отряда, он так называется, руководитель, уже с опытом. Он когда-то поработал инструктором, он прошел другую у нас, более такую, продвинутую учебу именно на руководство вот этой группой и дальше есть разного рода специалисты: специалист по веревочным тренингам, специалист по лодкам и байдаркам, специалист по организации Робинзонады. Ну, то есть эти спецы, они еще дополнительно существуют внутри штатного расписания. Получается, что команда взрослых, которая работает, она такая, с одной стороны, есть постоянный человек, который находится рядом и как бы организует…
— Внутри группы.
— Внутреннее общение, атмосферу и так далее и тому подобное. Есть ряд специалистов, которые организуют вот эти творческие или какие-то развивающие виды деятельности, они уже являются профильными специалистами.
— Так, а еще такой момент, по поводу документов в лагерь на ребенка. Там как? Стандартный набор или вы требуете еще какие-то дополнительные справки?
— Значит, набор документов, в общем, стандартный всегда, единственное, что у нас есть ограничения определенные по медицинским показаниям. У нас на сайте есть целый перечень медицинских показаний, по которым мы просто не берем, потому что в активной программе это может быть небезопасно для его здоровья.
— Еще такой момент: по поводу отправки детей в лагерь. Отвозят их туда родители или это какая-то консолидированная группа, которая, ну, условно говоря, из Москвы из определенного района вывозит детей и везет уже целенаправленно на место?
— Отправка выглядит следующим образом: мы отвозим детей из Москвы, у нас есть специальная площадка, где мы собираем родителей с детьми, там происходит регистрация, там же врач, там инструктора, то есть вся команда отправки. Допустим, в Подмосковье это автобусы, значит, после того как пришли, зарегистрировались, сдали вещи, вещи упаковали, посадка.
— А в более дальние регионы если? Идти в поход?
— В более дальние регионы получается так: если это самолет, то, соответственно, все то же самое в аэропорту, если это поезд, то все то же самое на железнодорожном вокзале.
— Родители при этом остаются в городе, правильно? Забирают только детей?
— Да, нет смысла. Если хочет родитель привезти ребенка в лагерь сам, он может это сделать. У нас приезжают родители из Питера, допустим. Он может это сделать, просто удобнее все равно это сделать в Москве. Дети пока едут, они тоже знакомятся, уже в автобусе начинает разворачиваться программа, у них там есть определенные задания, поэтому мы вообще рекомендуем, чтобы все-таки организованно ехали, это уже все-таки… Это вход.
— Согласна. Как насчет посещения родителями непосредственно лагеря. То есть ну я понимаю, что две недели это не такой большой срок, не одна смена длиной в месяц, два месяца, но есть такие нервные родители, как я, например, которая переживает за своего ребенка и мне бы, допустим, хотелось через неделю приехать посмотреть.
— У нас всегда в наших программах был такой формат родительского дня. Более того, это такой совместный праздник, который как бы, к родительскому дню обычно в Подмосковье мы в лагерях детей готовили. Ну, и раз в неделю это достойно.
— А Вы как больше рекомендуете, чтобы в эти две недели родители приезжали или пускай лучше родители остаются в городе, занимаются своими делами, а ребенок полноценно отработает, будем так говорить, вот эту программу, которая организована в лагере?
— Вы понимаете, какая штука… С современными девайсами нет проблемы в общении. Тогда получается, что этот приезд, если ребенку он нужен, надо ехать, если он нужен родителю, надо ехать, если обе стороны понимают, что можно пообщаться по телефону… Вот и ответ.
— Вопрос про безопасность и про походы. Насколько там все организовано в этом плане?
— В походы мы берем все-таки детей, уже вот в такие длительные походы, детей старше 12 лет. Основной костяк наших походов, детей, которые идут в наши походы, это те, кто с нами давно уже ездили и привыкли существовать в нашем формате, среди наших ценностей и в нашей логике. Мы работаем в той территории, где проводится путешествие, и там обязательно у нас есть фирма, с которой мы заключаем договор и взаимодействуем с точки зрения инструкторского сопровождения. Вот там на территории с нами работают специалисты.
— Дополнительные инструктора?
— Да, дополнительные специалисты, которые, скажем так, обеспечивают нам и безопасность, и маршрут, и перемещение. Дальше есть запасные варианты маршрута, постоянная связь, если она не мобильная, то мы обеспечиваем связь со спутниковым телефоном. Дальше в наших походах, как правило, если это вот сплавы, допустим, как в Карелии, присутствует еще и врач. Скажем так, это очень высокая степень безопасности именно для совершения походов и путешествий. Мы заявляем наши походы и путешествия в территориальное МЧС с подробнейшим графиком, с выходами и коммуникациями с ними на связь, с их рекомендациями. Дети, конечно, подготовлены, более организованы, не случайные никогда, и с ними, конечно, работают высококлассные специалисты.
— Почему детям так нравится ходить в поход непосредственно и в чем преимущество походов между просто пребыванием детей в корпусах?
— Очень хороший вопрос. Надо понимать подростков. Для подростков вот эта вот самостоятельность и независимость очень важны, и походы такую возможность дают: быть самостоятельными, быть независимыми, быть не как все. С другой стороны, это, конечно же, такое колоссальное расширение возможностей, потому что ты сам перемещаешься, ты видишь какие-то картины природы, ты существуешь в природе. Мы вообще-то природные существа, и подростки это особенно остро чувствуют. Ну, и дальше, конечно, это более глубокое общение, такое вот, сплоченность, командность. Поход — это такое приключение, это такая жизнь по высшей, что ли, точке. Командность, возможность самостоятельности большей и вот эти впечатления по высшей планке.
— Насколько, кстати, большой процент тех людей, которые возвращаются к вам на постоянной основе?
— Есть статистика. Статистика выглядит следующим образом: все вот эти годы мы знаем, что 50 процентов тех, кто к нам поехал в прошлом году, к нам вернутся.
— Ну, это достаточно хорошая цифра.
— Это происходит из года в год. Основной источник прихода к нам детей — это «сарафанное радио». Да, у нас есть реклама…
— Все, кто уже были у вас, советуют…
— Да. Эти 50 процентов — это «сарафанное радио». Еще 50 процентов — это то, что мы о себе заявляем в Интернете и в соцсетях.
— Дети отправляются в лагерь, в основном, в летний период. Все остальное время вы, получается, готовите оборудование, готовите специалистов или переподготавливаете их, например?
— Ну, смотрите, во-первых, мы проводим программы круглогодично. У нас есть как программы каникулярные — в зимние каникулы, в осенние, весенние, — и персонал у нас работает. Но, конечно, основное внимание уделено подготовке к лету. Обучение начинается уже с середины осени, выходим из сезона. Обучение персонала, как правило, это обучаются администраторы, идет планирование и так далее и тому подобное. Уже с начала, с нового года, фактически с начала календарного года, идет обучение инструкторов, еще с декабря обычно начинается за год до этого обучение руководителей.
— А как вообще пришла идея создать «Робинзонаду»?
— «Робинзонада» — это название. Робинзонада — это такое событие, приключение, когда человек попадает в условия Робинзона. Идея пришла следующим образом: мы ходили в походы, и в одном из путешествий у нас такое произошло ЧП, когда у нас один ребенок, взрослый уже достаточно, отстал. Это был стресс. А потом мы подумали, что чтобы вот этих вещей не происходило, что он должен делать, в таких условиях, если отстал и так далее и тому подобное. Мы придумали из этого игру. Игру, которая говорит: «А вот давай ты останешься один. Твои действия?». И вот так возникла вот эта аналогия с Робинзоном, что человек может, оставшись один, как он организует свой быт, как он дождется помощи, спасения и так далее и тому подобное.
— То есть какие-то базовые навыки чтобы у него были для выживания одному?
— Да, в условиях «дикой природы», чтобы как раз та самая паника не включалась, чтобы, получив такой вызов серьезный, ты был к нему морально готов. И вообще суть Робинзонады и наших программ, в чем еще они такое развитие, развивающий аспект несут, это то, что есть некий вызов и тебе говорят: «Не бойся! Это вызов, не надо бояться, надо просто подготовиться к нему и реализовать его в позитивной форме». Вот так и возникает приключение. Ну, вот, по сути, что такое Робинзонада.
— Алексей, спасибо большое за ответы. На этом мои вопросы закончены, мне стало все гораздо понятней. Спасибо большое, что пригласили, я думаю, что не последний раз мы с Вами видимся.
— Ну, прекрасно. Я тоже очень рад, на самом деле и вопросам — они как-то проясняют ситуацию, и такой вот Вашей включенности родительской, это здорово. Я сам через это проходил как родитель действительно. Вот хочу подарить презент Вам. У нас каждый ребенок получает футболку на наших программах, а у нас вот есть бандана с территорией нашего лагеря, здесь все объекты обозначены. Я думаю, Вы там обязательно побываете! И на родительский день, и Ваш ребенок, может быть, будет участником нашего проекта.
— Очень здорово! Спасибо большое, очень приятно!
— Спасибо и Вам тоже!
Друзья, если лично у вас еще остались вопросы, на которые я не ответил, пишите, звоните, обращайтесь к нам, мы с радостью поможем. И, самое главное, будем рады видеть вас летом, во время летнего отдыха вашего ребенка вместе с нами. До встречи!