Как научить ребенка общаться со сверстниками

Если вы вдруг осознали, что у вашего ребенка в 12 лет не получается общаться со сверстниками, и у вас возникло острое желание помочь ему повысить коммуникативные навыки, следует понимать, что это задача не из легких и требует времени.
Общаться мы учимся всю жизнь так же, как тренировать мышцы пресса, рук и ног, как запоминать длинное стихотворение или решать сложные задачи. От поставленной и невыполненной задачи бывает упадок сил как у ученика, так и у того, кто хочет научить. Приготовьтесь, вам предстоит большое совместное путешествие, полное неожиданностей и удивлений, радостей и разочарований.
Путешествие в страну общения между людьми. Да, это именно путешествие, так как пока нельзя переместить себя мгновенно из точки, А в точку Б. Этот путь надо пройти, и пока мы идем, будет происходить научение, развитие и прочие очень приятные, позитивные вещи. Мозг активно включается в приятное и старается вытеснить противоположное. Так что устраивайтесь поудобнее — мы начинаем путь.
Почему у детей возникают проблемы в общении?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно, в каждом конкретном случае это будет индивидуальная совокупность причин.
Одна из них — севшая батарейка. Перегружая ребенка трудными разносторонними задачами, мы с детства растим выгорающих людей. Когда недостает сил, усиливаются проблемы в сферах:
- уверенности;
- эмпатии;
- самоконтроля;
- порядочности;
- любознательности;
- оптимизма;
- настойчивости.

Общение со сверстниками теряет качество, если контакты уже налажены. Либо общение не может состояться, так как сверстники чувствуют «неполадки» и избегают такого контакта.
Далее мы рассмотрим каждое из этих качеств характера. Опираясь на них, вы сможете составить свой вектор пути для помощи ребенку, чтобы он смог наладить отношения со сверстниками.
- Уверенность — это спокойствие, внутренняя твердость, понимание того, кто я, в чем мои уникальные качества, сильные стороны, таланты и интересы. Уверенность укрепляется по мере роста навыков, способностей и самосознания. На их основе формируются все остальные качества. Чтобы быть успешным и уметь общаться с другими ребятами, ребенку нужна уверенность.
За уверенностью следует успеваемость. Уверенность ведет к полному ощущению благополучия, большему счастью.
Из одной книги про тринадцатилетнего мальчика: «Я знаю, что я умный. Родители любят меня, но это не помогло мне чувствовать себя лучше. Мой учитель музыки сказал родителям, что моя сила — это скрипка. Я не реализую свой талант, потому что у меня на это нет времени. Лучший день в моей жизни был, когда мой папа разрешил мне бросить пару секций, чтобы у меня было время заниматься скрипкой. Никогда не был так счастлив. Я мог заниматься тем, что я люблю. Сам себе стал нравиться гораздо больше».
Человек уникален и силен в чем-то своем. Большое количество кружков, секций и дополнительных занятий не дают сосредоточиться на сильных чертах. В сутках 24 часа… Чьи потребности мы реализуем шесть свободных часов от сна и работы? Где же я? Где же то, что я люблю, что у меня получается лучше всего? Ответьте для себя на этот вопрос, потом получится научить этому своего ребенка.
Хотя бы чуть-чуть поняв, ощутив, что происходит, почувствовав уверенность, ребенок будет транслировать ее своим сверстникам. Это всегда большой плюс и выигрыш в общении между ребятами.
- Эмпатия (кто-то считает, что она важна в первую очередь). Это качество человека существует для способности чувствовать другого, сопереживать ему, понимать мысли, чувства и ощущения другого.
Детям не надо объяснять это сложное слово «эмпатия». Очень многие интуитивно чувствуют «другого» отзываясь на заложенное природой сопереживание. Это эмоциональная эмпатия, она первична. Вторична эмпатия в действии (помимо переживаний подключаем дела, чтобы изменить ситуацию). Третий вид — это эмпатия когнитивная, она дается уже сложнее, когда мозг способен представить себя на месте кого-то. Когнитивная эмпатия развивается к 10 годам очень хорошо.
Наглядно и многогранно эмпатия представлена в группах детей-спортсменов. Прогресс эмпатии мы наблюдаем в игровых (командных) видах спорта. В личных видах спорта это качество характера плохо развивается. Если мы будем чувствовать и сопереживать сопернику, мы сможем намеренно проиграть ему, чтобы ему было комфортно.
В современном мире существует регресс эмпатии по причине личного лидерства и онлайн общения. Личное общение уходит на второй план и занимает все меньше места в жизни детей и взрослых. В связи с этим мы перестаем распознавать чужие эмоции, «читать» друг друга, отучаемся языку тела.
Так, например, многим подросткам очень сложно сказать, что чувствует их одноклассник. Становится некомфортно разговаривать с другими людьми, взгляд опущен вниз — и причиной тому становятся новые технологии. Способность читать эмоции друг друга не развивается, возникает депрессия, одиночество, склонность к самоповреждающему поведению.
В практике психологи часто сталкиваются с такими трудностями не только у подростков, но и у детей-дошкольников. Как понять, что эмпатия школьника развита? Ребенок в общении теряет слово «они» (противопоставление себя миру) и появляется слово «мы», «наша команда», в «нашем лагере».
- Самоконтроль
Никому из родителей не надо рассказывать, как важен самоконтроль у ребенка. А что сделать, чтобы был этот самый самоконтроль? И почему он так важен в общении со сверстниками?
Во-первых, когда есть чья-то сильная воля рядом, самоконтроль угасает. А зачем, если другие подумают за тебя? Самоконтроль можно развивать, спросив ребенка: «Каков твой план? Что ты хотел сделать?». Этими и подобными вопросами мы ненавязчиво подводим мотивацию изнутри (горизонтальную). Всегда приятнее выполнять свой личный план, свое задуманное, чем-то, что тебе не надо, или, может быть, и надо, но кто-то заставляет (вертикальная мотивация). Зачем делать то, что тебе не нужно — ребенку непонятно, и вообще, для него это скучная деятельность, ведь у детей есть свои личные желания.
Помните, что в сутках 24 часа, и ребенок сейчас хочет сделать то, что задумал, опираясь на свою сильную сторону? Мы развиваем самоконтроль, опираясь на то, что всегда есть что-то, что ребенок задумал.
Антипод самоконтроля — это стресс. В стрессе очень сложно что-либо развивать, создавать, контролировать. Зачастую, многозадачный режим ежедневно провоцирует накопление стресса, возникновение депрессии и упадок сил.
Развитие самоконтроля можно сравнить с управлением машиной. Представьте, что вы передаете руль самоконтроля тому, кто еще только учится или не умеет водить вообще. Какие педали, когда нажимать, как и куда поворачивать? Эти вопросы, желание узнать теорию, появляются после наблюдения за примером взрослого. Мы, взрослые, первый пример уверенности, мы знаем, что делать в трудной ситуации. Обученный алгоритмам и прошедший «практику вождения», ребенок может сесть за руль своего самоконтроля и отправиться в самостоятельное путешествие.
Условно самостоятельное использование навыка самоконтроля (с поддержкой учителя, вожатого или тренера) дает силы, уверенность в себе. Это дает возможность пережить сильный стресс и выйти из него победителем.
- Порядочность
Зачастую, если спросить детей, что это такое, то в лучшем случае мы услышим расшифровку «что такое хорошо, что такое плохо». Или услышим, что они не думают ничего, и в принципе, им все равно, что это такое. Порядочность — качество не врожденное, и «правила нравственного порядка» люди усваивают из культуры и семьи.
Дети очень тонко чувствуют (эмпатия) справедливость, злость, жестокость, доброту
и т. д. В простом варианте дети усваивают нормы и количество применяемых качеств в культуре (что-где-когда), которые используют взрослые в семье и затем в обществе.Когда представления о поведении других людей в каждой конкретной ситуации не совпадают с привычными и понятными для ребенка, тогда зачастую дети стараются отойти подальше и не взаимодействовать, не общаться с «инопланетянином».
Когда в коллективе есть какой-то справедливый, добрый, защищающий всех ребенок, часто этот ребенок становится лидером. Так же и в обратную сторону — самый отчаянный хулиган собирает вокруг себя коалицию. В какой бы группе вы хотели, чтобы оказался ваш ребенок?
- Оптимизм и общение
В последние годы в нашей жизни все больше стресса. Тренировки безопасности в школах, поток плохих новостей и доступ к ним для подростка гораздо легче, чем кажется взрослым. Количество внутреннего и внешнего стресса у нынешних взрослых и детей выше, чем 10 лет назад, особенно в больших городах, где сам темп жизни добавляет этот стресс. Если все кругом так тяжело и плохо, откуда взяться оптимизму?
Конечно, я сейчас преувеличиваю, но каждый из этих вышеперечисленных пунктов добавляет монетку в общую копилку пессимизма, крадя ее у оптимизма.
Одно из средств в борьбе с детской тревожностью и стрессом — это план, контроль, и личный пример веры и надежды на лучшее, когда что-то выходит из-под контроля или идет не по плану.
Однажды меня спросил один папа: «Может ли мой страх, страх того, что я боялся в детстве, передаться моей дочке?» Ответ: «К сожалению, да». Дети «считывают» наши страхи, и это подрывает их жизненный оптимизм.
Слышали ли вы от своего ребенка: «Мне тревожно, а вдруг она не захочет общаться со мной?» или «Он не будет со мной играть в мяч» или что-то подобное? Эти фразы сигнализируют нам, что помощь заключается в том, чтобы чуть-чуть развить или научить детей развивать свой внутренний, свой собственный оптимизм.
Дети воспринимают наши слова, как свой внутренний голос, когда мы вселяем в них уверенность, когда мы знаем, что все будет хорошо, и радуемся этому. Подкрепляем примеры совместной практикой. Например: «Пригласи ее к нам печь печенье» или «А давайте соберем еще мальчишек и сыграем вместе».
Второй момент: оспаривайте ошибочные пессимистические взгляды, обсуждайте это с детьми.
- Любознательность и настойчивость
Об этих качествах хочется написать вместе, так как одно питает другое. Эти качества характера ведущие у детей-лидеров общения. Дети очень боятся рисковать и делиться нестандартными мыслями, поскольку есть опыт, что такие мысли не получают много баллов, а ценность — это именно оценка. Так Альберту Эйнштейну сказали в школе, что он недостаточно талантлив, что он не усидчив, и что ему будет трудно добиться чего-то в жизни. В обратной стороне медали: родители всячески поощряли его увлечения, покупали необходимое, создавали пространство (это была электромастерская отца) и не мешали.
Дети, увлеченные своими идеями, готовы защищать их, доказывать и делать личные открытия. А получив в этом поддержку со стороны взрослых (родители, тренеры, педагоги), будут уверенно развивать и предлагать все более новые и новые оригинальные идеи. Однако, любознательность очень непостоянна, она как бешеная обезьяна — скачет с одной идеи на другую, на третью. И тут поможет такое качество, как настойчивость. Настойчивость помогает идти небольшими шагами к цели. Настойчивость помогает выйти из зоны комфорта. Настойчивость во взаимоотношениях между детьми помогает не сдаваться в трудной ситуации и выяснить, почему получился спор
и т. д. Покажите пример, будьте настойчивы, никогда не давайте готовых ответов. Дайте детям попрактиковаться в своей любознательности. Будьте поддержкой, создавайте в общении то пространство, где ребята не боятся отойти от нормы, от привычных действий. Поощряйте нестандартное мышление, обращайте детей к новым и новым задачам для ума. Пусть ребятами движет внутренняя мотивация, а не обещанные награды. В этом случае их основной наградой будет творческий риск, результат, когда они рискнули, настояли и добились. Это своеобразный «букет» гормонов, который организм запоминает и будет тянуть их в эту сторону получения награды в виде подъема настроения, радости, прочих положительных эмоции, мыслей, ощущений и чувств. Когда люди сотрудничают и опираются друг на друга в работе — любознательность усиливается, укрепляются социальные связи.
Какие ошибки часто допускают?
Про ошибки в общении между детьми говорить не хочется, в каждой семье свои «грабли» детского и взрослого размера. А хотелось бы поговорить про сильные стороны. Проведите такой эксперимент: попросите членов вашей семьи заполнить лист, где 7 шкал от 0 до 10 в соответствии с семью качествами, описанными выше, а затем сравните все листы. Поверьте, это будет очень интересный опыт, он поможет выявить именно ваши сильные стороны.
Так как же помочь ребенку научиться общаться со сверстниками?
Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, нужен, в первую очередь, благоприятный для ребенка коллектив сверстников. Во-вторых, нужны опытные педагоги (инструкторы, тренеры, учителя), которые уже сформировали этот или подобный коллектив не единожды. В-третьих, важна коммуникация родителя и педагога (тренера, учителя, инструктора и так далее). Коммуникация должна быть не единоразовая. Родители косвенно (и реже напрямую) участвуют в жизни и общении детского коллектива, находятся в контакте с педагогами (как по инициативе педагогов, так и по инициативе родителей). Относительно знакомы с детским коллективом и могут назвать, не задумываясь, одного-двух лучших друзей ребенка или даже подростка. Это отличный вариант для развития общения в детском коллективе.
В жизни и общении совершенно нормально сталкиваться с трудностями. Для эффективного и быстрого их решения обратите внимание, какая из перечисленных выше семи черт характера на середине или ближе к нулю по шкале от 0 до 10. В этом случае есть большая степень вероятности, что эта же черта будет сложнее формироваться у ребенка. Займитесь ей!
В возрасте от 6 до 15 лет общение средствами нотаций и инструкций предлагаем минимизировать и заменить его на общение в партнерстве.
В диалоге, в обсуждении, в высказывании и отстаивании своей точки зрения человек учится общаться с другими людьми. А каким формам и способам диалога ребенок научится во многом зависит от сверстников, окружения и деятельности. Создание этих условий по большей части в руках взрослых, методисты, инструктора и педагоги Робинзонады имеют многолетний опыт в этой сфере и рады делиться им на программах.
Полезные статьи:
- Как найти общий язык с ребенком подростком
- Как отвлечь ребенка от гаджетов
- Как помочь ребенку справиться с буллингом в школе
Наши лагеря: