с 1991 года 58 180 раз родители доверили нам самое дорогое!

Как отвлечь ребенка от гаджетов

Как отвлечь ребенка от гаджетов

В этой статье мы не даем подробного описания лечения игровой зависимости и зависимости от гаджетов, так как зависимость относится к категории болезней. Как можно отвлечь от болезни? В таком случае целесообразно принимать помощь специалистов, отвлекать уже не имеет смысла. Тут мы рассмотрим период доигровой зависимости, профилактику и основные признаки.

Использование гаджетов детьми

Информационный мир окружает нас повсеместно. Гаджеты есть у каждого взрослого. Развитие ребенка на 60% строится на подражании. У родителей возникает вопрос: давать или не давать гаджет? Есть три совершенно правомерные позиции:

  • не давать вообще;
  • давать иногда;
  • не ограничивать.

Каждая из этих позиций имеет слабую точку поддержки, так как противоречит «правилу золотой середины». Ребенок, которому дают телефон или другие гаджеты без ограничений, будет скучать среди других ребят без телефонов. Это общество перестанет его интересовать, так как он привык к другим правилам общения со сверстниками через гаджеты, и реальные друзья ему становятся не нужны.

Позиция «не давать вообще» — полярна. Ребенка не будет интересовать общество детей, его цель — получить смартфон или планшет. Интерес и любопытство будет сосредоточено в этой области. Остается середина — «давать иногда» и по оговоренным правилам.

В этой статье мы поговорим как раз о самом сложном, как не «скатиться» с этой середины.

Влияние гаджетов на развитие, психику, социализацию и здоровье детей

Гаджеты плохо влияют на социальную и эмоциональную сферу развития ребенка. Другие сферы, такие как интеллект, мышление, внимание, память, воля, сознание продолжают развиваться и оставаться в варианте нормы или даже выше.

На стадии игровой зависимости снижаются следующие показатели:

  • останавливаются в развитии эмоции и чувства;
  • снижается стрессоустойчивость;
  • меняется восприятие информации — оно становится потоковым;
  • внимание становится неустойчивым, фрагментарным в обычной жизни (вне игровых эпизодов);
  • изменяются ощущения, теряется связь между телом, его состоянием и мозгом.

Увлеченный гаджетами не может сказать, что и где он чувствует в теле. Затрудняется назвать эмоции. Например, сводит живот от страха. Это состояние будет непонятно и может быть описано примерно так: «Мне плохо и все. Не знаю, что болит и где… просто плохо».

Неумение общаться

Проблема, которая становится актуальнее с каждым годом. С момента попадания в коллектив ребенок начинает учиться общаться и договариваться. Психологи считают, что активное развитие обычно приходится на конец первого семилетия (от 4,5 лет).

Развиваются такие энергозатратные и трудные модели поведения, как спор, примирение, заключение договоренностей в детском сообществе и при взаимодействии со взрослыми. Эта часть развития проходит, когда есть необходимость в общении. Так сложилось, что ребенок получает гаджет первый раз примерно в возрасте 2−3 лет. Сложнее в семьях, где есть старшие братья или сестры, которые играют. Все обстоятельства погружают ребенка в среду, где вообще нет необходимости спорить, мириться, договариваться, пытаться понять другое мнение. В игре только твои правила, и ты решаешь, когда выключить, когда перейти в другую игру и т. д. Необходимость общения в широком его понимании угасает. Внутри гаджета все работает по законом пользователя. В реальности окружающих не выключить.

Детские сообщества принимают или исключают друг друга по подобным законам. И полярные стороны — это буллинг и одиночество или лидерство и анархия. Дети учатся общаться, когда в их коллективе нет вожатого, ведущего и направляющего взрослого. Происходит самоорганизация, похожая на наших предков (обезьян). К сожалению, бывает так, что ребенок выбирает себе на роль вожатого гаджет, где все по правилам, где можно безопасно общаться и играть.

Гаджеты в жизни детей

Непонимание своих эмоций и эмоций других усиливает социальную тревожность в мире оффлайн. Ребенок слабо адаптирован к правилам и законам общения и игр. И когда, например, в школе к нему подходят другие дети, заводят разговор и начинают просить что-то, пытаться взаимодействовать, это становится некомфортно, так как навыки недостаточно выработаны, поскольку в них не было необходимости. Проще повести себя как взрослый (эта модель есть в опыте, выучена, проверена и отработана) и с занятым видом «уйти» в игру в телефоне.

Неумение общаться проявляется в неумении выстраивать личные границы. А смущение, большая тревожность — эти чувства возникают, когда ребенок задает вопрос не Гуглу, программе, а человеку. Человеку вопрос может не понравиться, на него последует эмоциональная реакция. У поисковой строки эмоциональных реакций нет. Поэтому ребенок, не умеющий общаться, может неверно считать информацию с человека. Ему будет очень тревожно считывать эти эмоциональные реакции других зависимых детей или взрослых.

Зоны мозга, ответственные за эмоциональное развитие, имеют наибольшую активность от года и примерно до 4,5 лет. У ребенка в это время развивается лимбическая система мозга, поэтому есть высокая потребность в речи и отвечающих за речевую сферу воображении, памяти. Повторное активное развитие этой системы возобновится примерно в 12 лет вместе с гормональным всплеском.

Не получив должного развития в первое семилетие, эта система будет наверстывать его во втором, что сложно и энергозатратно. Подросток и окружающие испытывают в этот период стресс и повышенную тревожность. Много исследований темы тревожности показали, что движение, ходьба, поиск гасят возбуждение мозга, и это самые доступные и безопасные средства в повседневной жизни. Именно поэтому различные компьютерные игры-бродилки так затягивают тревожных детей, дают им отвлечение от реальных проблем. Альтернативу этим играм составляют тематические многодневные (это важно!) детские программы, так как мозгу нужно время на то, чтобы:

  • справляться со стрессом неизвестного;
  • привыкнуть к обстановке и правилам;
  • начать получать удовольствие от процесса поиска кладов, расследований задач и прочего в новых условиях вне дома и гаджетов.

Плохие отношения с родителями

Учитывая вышеперечисленные физиологические особенности развития и психическую нагрузку, современному ребенку становится сложно строить хорошие отношения с родителями. Все его системы находятся то на максимальном пике, то график опускается далеко ниже оси. Родители, уже привыкшие к спокойному, рассудительному и понимающему ребенку, в замешательстве… Что-то ломается в отношениях с ребенком, и переговоры, которые важно с ним проводить, заходят в тупик.

Желаем вам большого терпения! Пожалуйста, помните, что лучше остаться надежными, любящими, поддерживающими родителями, чем принять на себя роль надсмотрщиков, контролеров и тех, с кем нужно бороться. Есть вариант использовать влияние среды: дайте возможность обществу, в котором в силу своего этапа развития сейчас так нуждается ребенок, быть судьей, контролером и законодателем правил. Это может быть детский лагерь, туристический клуб, спортивная секция с выездами на соревнования.

Детский лагерь как способ отвлечь ребенка от гаджета

Как влияют гаджеты на детей

Попробуйте ответить на вопрос, какие из перечисленных ниже потребностей перекрывает ребенок, проводя время за гаджетами:

  1. в друзьях;
  2. в хороших новостях;
  3. в эмоциях;
  4. в общении;
  5. в уважении;
  6. в безопасности;
  7. в свободном выражении себя;
  8. в установлении своих границ
  9. потребность ощущать собственную значимость;
  10. потребность принятия себя таким, какой есть;
  11. снятие стресса.

Это еще не полный, а приблизительный список без чего не может гармонично развиваться ребенок изо дня в день.

Когда какие-то из этих потребностей не перекрыты, мозг автоматически ищет возможность помочь, влиять и закрыть эти потребности любым удобным и доступным для ребенка способом. Самый простой способ — телефон, который лежит рядом, в котором можно играть и выигрывать, иметь значимость перед группой игроков или читателями. В котором можно общаться с друзьями и с подругами, в котором можно делать такие фотографии, каким ты хочешь быть, публиковать свои новости, набирать свой круг зрителей.

То есть снизить влияние гаджетов можно, перекрывая эти потребности без использования гаджетов. Для каждого отдельного ребенка строится индивидуальная схема либо родителями либо специалистами.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей

Во-первых, то, что «цифровыми» дети стали не сами по себе. Дети получили этот пример от своих родителей, братьев и сестер. Мы все вечерами отдыхаем в телефоне или перед гаджетами или за чтением новостей. Попробуйте отказаться от всего этого самостоятельно на какое-то время и поймете, как же сложно это сделать ребенку. Даже вдвойне сложнее, чем взрослому, так как его воля и потребности еще формируются.

Во-вторых, не нужно перекрывать такой ресурс, как гаджет. Этот ресурс ребенок открыл для себя и уже умеет им пользоваться. Добавьте в его картину мира новые желаемые вами ресурсы. И польза от этого будет очень существенна и ощутима. Попробуйте их для начала на себе: вы лучше всех знаете своего ребенка, соответственно, и то, что из них подойдет именно ему. Придется напрячься, однако взвесьте, сколько сил потратите на запреты и контроль в будущем.

Вред гаджетов и профилактика зависимости

Обратите внимание на окружение ребенка. Самая лучшая профилактика — это среда. Ребенок будет стремиться общаться оффлайн со своими друзьями в соответствии с их ценностями и интересами.

Как же быть, если такой среды вокруг не существует вообще в силу разных обстоятельств? Тогда профилактикой зависимости будет ненавязчивое, но с фактами и симптомами информирование о зависимости от гаджетов. Придется приложить немало усилий, чтобы в свободное время ребенок находился рядом с вами и занимался чем-то интересным, примерно до 13 лет это еще возможно. От этого будет зависеть дальнейшее становление ребенка как личности.

Как мы уже говорили, у ребенка есть потребности. Не закрывать эти потребности — это все равно, что не покормить либо оставить без сна и без отдыха. «Прости, дорогой, сейчас не время спать. Это вредно тебе, зачем так много спать? Это вредно. Полезно спать 8 часов».

Конечно же, эта метафора отражает значимость потребностей ребенка. Не перекрывать эти потребности — значит останавливать развитие, создавать ребенку стресс, что ведет к очень вредным последствиям. Мозг будет запускать «поисковое поведение», и ребенок будет сам искать, каким образом и как перекрыть эти, уже существующие, потребности.

Признаки компьютерной зависимости

  • Вы можете выделить четко игровой эпизод и внеигровое время;
  • Прогрессирование расстройства проявляется в увеличении времени игрового эпизода. Увеличение частоты эпизодов;
  • Заметное изменение уклада жизни. Нарушаются ритмы: сон, еда, бодрствование;
  • Наблюдается депрессия или угнетенное состояние вне игрового эпизода.

Ребенок зависим от гаджетов. Преодоление

Примем во внимание, что зависимость — это уже болезнь. У нее есть классификация по признакам и схемы лечения. Подход как в анекдоте («Если лечить насморк, то пройдет за семь дней, а если не лечить, то пройдет за неделю») создает необоснованный риск развития ситуации, так как неизвестны сроки, за которые психика справится. Также неизвестен результат, насколько психика справится с уже сформированной зависимостью от гаджетов.

Для терапии зависимости используются различные варианты и подходы. Успешно используется когнитивно-поведенческая терапия и ее сочетание с другими подходами. Однако, для любых видов терапии работает правило «признания болезни». Если ваш ребенок говорит, что у него все в порядке и болезни нет, то в этом случае вопрос терапии будет неэффективен. Необходимо личное желание и инициатива самого ребенка.

Перезвоните мне