с 1991 года 58 180 раз родители доверили нам самое дорогое!
Новости робинзонады

Наши уроки педагогики. Урок № 9

"Битва на Чудском озере" — так называется очередной урок из серии "Наши уроки педагогики" от Алексея Леонидовича Щербакова.

"По уникальной методике Шаталова я успешно преподавал историю в пятом классе, где был еще и классным руководителем. На одном из занятий, используя образные опорные сигналы, рассказываю детям о Ледовом побоище на Чудском озере.

Немецкие рыцари обычно атаковали противника, поставив вперед и в центр наиболее сильных, закованных в доспехи конных рыцарей. Такое построение войска называлось "клином" или "свиньей". Александр Невский, зная немецкую тактику, поставил в центр воинов-ополченцев и прикрыл их большим количеством повозок, рассчитывая на то, что немецкий "клин-свинья" увязнет в лобовой атаке. Основную боевую дружину Александр расположил с флангов в засаде. Далее, конечно, идет рассказ об удачном маневре дружины Александра и его победе.

Через пару дней, когда школьники изучили материал, прошу написать о Ледовом побоище небольшое сочинение. У одной девочки читаю (дословно): "Когда свинья разбежалась и воткнулась, Александр с воинами крепко ударил ее по заду... ". Нет, это не было поражением педагогического метода, просто для себя я понял: иногда не все от тебя зависит. Чтобы мы ни говорили, ни рассказывали или образно показывали — перед нами слушатели разные, особенно, если они — дети. Ты, конечно, можешь биться до конца и должен это делать, но должен понимать, что есть другая сторона. Она продвинется с тобой вперед ровно настолько, насколько сможет. Какой бы суперсистемой не были педагогические методы, при подаче и объяснении материала не учитывать этого нельзя. В подобной ситуации, вложив столько души, труда и сил, сделав все качественно и на совесть, ты можешь лишь сказать себе: «Я сделал все, что мог. Нельзя объять необъятное".

Предыдущий урок (№ 8)

Другие новости

Перезвоните мне
?>